Март 29, 2020

«Борис Годунов» – опера, которую можно просто слушать

Фото: ИА "Татар-информ"

Версия для печати
В 142-ю годовщину со дня рождения великого тенора Федора Шаляпина, на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля в рамках Шаляпинского фестиваля состоялась опера М.Мусоргского «Борис Годунов».

Знаменательная, овеянная легендами история отражена в четырех действиях традиционной постановки «Бориса Годунова», ярко выражая не только дух времени, но и дух народа. Мусоргский неспроста определил ее жанр как народная музыкальная драма, ведь главное действующее лицо в ней – народ, и сцены эти занимают центральное место.

Говорить о том, что зал был переполнен, не приходится, ведь для подобного уровня оперных постановок, да и для казанского театра оперы и балета в целом, это – обычное явление. Аудитория на «Годунове» собралась преимущественно старшего возраста, но детей и подростков в рядах зрителей тоже можно было встретить.

«Думала, будет скучно, – признается 12-летняя Юлия, юная зрительница оперной постановки. – Рада, что не отказала предложению родителей пойти с ними в театр. Даже интересно стало узнать больше об истории времен Бориса Годунова. Понравилось не только, как пели и играли актеры, но и наряды, костюмы, декорации – безумно красивые, хочется их разглядывать!».

Зрелище, действительно, захватывает внимание, не дает зрителю времени заскучать. Картинка меняется быстро и эффектно: келья на глазах превращается в корчму, польские сады — в московскую площадь. Детально продуманные костюмы, выражающие резкий контраст между бедной толпой и высшим сословием, пожалуй, не оставили равнодушными никого из присутствующих.

Блеск царских одежд и роскошь сценических декораций оценили не только казанские зрители. Под впечатлением от визуального оформления этой постановки «Бориса Годунова» остались и гости из других городов:

«Мы приехали из Нижегородской области, у нас тоже есть оперный театр, но сегодня мы просто потрясены и приятно удивлены тем, какая здесь чудесная атмосфера праздника. Отдельно стоит сказать о костюмах – они волшебные! И звезды, конечно, невероятно талантливые и известные всему миру – чудо!».

Этот гармоничный альянс сценических костюмов, профессиональной актерской игры и вокала, а также превосходной музыкальной составляющей в виде живого оркестра, словно машина времени, погружает зрителя в период былой, царской эпохи.

Профессионализм артистов оперной сцены невозможно переоценить. Даже паузы выдержаны так, чтобы зритель прочувствовал всю многоликость сцен. Ведь наряду с масштабными и серьезными массовыми сценами в оперной постановке были и жемчужинки юмора: такова, например, сцена в корчме.

Главную партию – одну из сложнейших в мировом оперном репертуаре (она также являлась любимейшей у Ф.И.Шаляпина) – исполнил народный артист Татарстана, солист Большого театра России и ТАГТОиБ им.М.Джалиля Михаил Казаков. В этой титульной роли Казакова можно по праву назвать одним из лучших современных исполнителей роли Бориса Годунова.

Еще два небезызвестных баса участвуют в этой опере — Сергей Ковнир (Национальная опера Украины им.Т.Шевченко) в партии Пимена и Михаил Светлов (США) в партии Варлаама.

Марину Мнишек исполнила солистка Новой Оперы Полина Шамаева, в роли Самозванца — Сергей Семишкур (Мариинский театр). За дирижерским пультом маэстро из московского театра «Новая опера им.Е.В.Колобова» Василий Валитов.

Особенно впечатляюще звучала первая сцена четвертого акта – смерть Бориса. Царь умирает, и его предсмертная ария – это своего рода духовное завещание сыну. Последние его слова тонут в звуках хора, поющего в зрительном зале, на третьем ярусе театра. Здесь, в финальной части оперы, зрители затаили дыхание, вслушиваясь в мощный, объемный хор, обволакивающий слух своим небесным звучанием. Столь драматическая сцена объединила в себе и ноты трагизма в связи со смертью царя, и некую ликующую радость освобождения от страшных мук совести, где хор – это пение ангелов, встречающих отмучившуюся душу Бориса на небесах.

Несмотря на вроде бы абсолютный успех в исполнении такой эффектной постановки «Бориса Годунова», восторженные овации зрителей были разбавлены и досадным разочарованием некоторых присутствующих. И связаны они с видимостью сцены на некоторых посадочных местах. К примеру, на 3 ярусе места были распределены на два, а то и три ряда, а видимость происходящего на сцене в таком случае сводилась к нулю. Среди таких мест оперу смотрели, а если выразиться точнее – слушали, две пенсионерки, оставшиеся под не самым приятным впечатлением:

«Мы купили билеты на сидячие места, а в итоге стоим. И даже так, с биноклем в руках, ничего не видим, кроме люстры и титров над сценой. Это, наверное, единственное, чем можно было испортить впечатление от вечера. Не первый раз в нашем театре, но поняла, что брать билеты не на первых рядах – бессмысленная трата времени и денег. Хоть звучание голосов очень понравилось, все же обидно, что не удалось насладиться оперой полноценно, я ведь пришла не только послушать, но и посмотреть спектакль. Понятно, что много народу и желающих, но зачем и вовсе продавать те места, с которых и стоя с трудом что-то разглядеть можно?» – с негодованием задаются вопросом зрительницы.

И как оказалось, это не единственные зрители, которым пришлось стоя слушать спектакль. Кто-то возмущен, а кто-то настроен более позитивно: «Борис Годунов» – такая опера, которую можно просто слушать. Поэтому для меня смотреть не принципиально», – утверждает один из слушателей. Наверное, про оперу «Борис Годунов» сказать так не зазорно: ее можно просто слушать и проникаться своеобразием музыкальных замыслов и приемов. Ведь у музыкантов-дирижеров и певцов-артистов в этой музыке есть, что сказать, есть, что донести до слушателя и зрителя уже лишь на слуховом уровне.  Считается, что опера «Борис Годунов» – единственная из русских опер, стоящая в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства.

А впереди в рамках Шаляпинского фестиваля театр Джалиля представит еще четыре именитые постановки, среди которых: «Риголетто», «Аида», «Набукко» и «Сююмбике».

Альфинур Сафарова

Close
loading...