Март 29, 2020

“Риголетто”: обратная сторона любви

Фото театра оперы и балета им.М.Джалиля

Версия для печати
14 февраля в рамках традиционного Шаляпинского фестиваля на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля дали оперу Джузеппе Верди “Риголетто”.

“Риголетто” основан на драме Виктора Гюго “Король забавляется”. Тогда драму Гюго запретили, считая, что она “оскорбительна для нравственности” и что спектакль подрывает авторитет королевского двора. Спустя менее 20 лет Джузеппе Верди “гладко” переделал оперу, и ее первая премьера состоялась в театре Ла Фениче Венеции 11 марта 1851 года.

“Риголетто” рассказывает о трагической любви между простой девушкой Джильдой и герцогом Мантуанским. Однако, опера раскрывает намного больше смысла, чем это лежит на поверхности.

 Проблема общества и индивидуума

 Опера поднимает злободневную тему общества, который не одобряет черты индивидуализма и порицает индивидуумов. Риголетто – один из персонажей, который вызывает двоякое чувство. Если рассматривать Риголетто как человека, отличающегося от общества, можно подумать, что острые шутки и высмеивание – это защитная реакция, так как он больше всего во дворе осуждается за свою внешность. А любовь дочери раскрывает в нем совсем другие черты. При всем своем могуществе перед придворными, ведь он является доверенным шутом герцога Мантуанского, в опере он все же занимает место “маленького человека”. Единственное, что вызывает у него радость – дочь, которую он в конце концов теряет, а вместе с ней и смысл жизни. Общество, привыкшее порицать человека за его недостатки, никогда не будет нести хорошее в этот мир, а станет причиной несчастья, горя и бед.

 Проблема отцов и детей  

Любовь отца и дочери является основой этой оперы. Отец, пытающийся защитить дочь от зла, который он сам получает постоянно и дочь, которая слишком чиста и не знает, как отличить зло от добра, ведь ее всегда окружает только добро. Риголетто, пытаясь скрыть дочь от порочности этого мира, наоборот, направил дочь своей же рукой в сторону зла, хоть и неумышленно. Любовь родителей – самая чистая из всех возможных проявлений любви, но, пытаясь контролировать жизнь, изгоняя из нее зло и не давая попробовать жизнь со всеми недостатками и достоинствами, эта любовь сама становится злом, что и показала эта опера. Слишком оберегаемая Джильда не знала, как с справится с подлостью, что ее и погубило.

Проблема чести и достоинства

“Риголетто” поднимает проблему в разных проявлениях – между герцогом и девушками, которых он воспринимает, как предмет для своих утех; между самим Риголетто и бандитом Спарафучиле – когда бандит вместо герцога решает убить любого человека ради денег; и даже между придворными и Риголетто, которые решаются на низкий поступок – украсть девушку, и без разницы дочь она или любовница, и передать ее в руки герцога, для которого честь и достоинство кроме своей, воспринимается, как пустой звук.

Проблема любви

Все мы с детства знакомы с историей Ромео и Джульетты. Их трагическая любовь является если не примером, то предметом уважения. Их любовь была взаимна, и никто из них не мог жить без друг друга, поэтому такой конец был закономерен. Любовь Джильды к герцогу была больше похожа на психологическую зависимость. Мантуанский был известен в общих кругах, как развратник и блудник, но Джильда не была знакома с этими историями и попала в руки герцога. Ее любовь – это больше не любовь к герою, а возможность почувствовать себя любимой, чего не случилось. Ее смерть не вызывает понимания, а лишь недоумение. Это злободневная тема, которая остается актуальной и в настоящее время.

Шаляпинский фестиваль

 Основным успехом спектакля можно считать, когда исполнители смогли донести до публики смысл оперы. В “Риголетто” роли исполняли Александр Мельничук (Риголетто), Сергей Магера (Спарафучиле) и Сергей Ковнир (Монтероне) из Национальной оперы Украины им.Т.Шевченко, Айгуль Хисматуллина (Джильда) из Мариинского театра и Алексей Татаринцев (Герцог) из “Новой Оперы”. Дирижером был Стефано Романи из Италии.

Главной составляющей этой оперы является музыка, которая строилась на драматических контрастах. Вместе с объемными и сильными голосами исполнителей, они давали хорошо почувствовать эмоциональную напряженность за все время спектакля. Было заметно, что каждый исполнитель становится частью своей роли и старается вкладывать душу в свое исполнение. Айгуль Хисматуллина и Александр Мельничук  умело использовали свой голос: то тембр становился нежным и приятным, то в них раскрывалась сама боль, то полное смирение. Это умелое использование своего “аппарата”, помогало хорошо передавать эмоции персонажей, тем самым, позволяя зрителям влиться в эти чувства.

Алексей Татаринцев хорошо влился и в роль бедного студента, и в роль герцога Мантуанского. Его голос звучал очень энергично и звонко, что соответствовало его роли. Его любовным фразам хотелось верить и, если рассматривать спектакль не со стороны зрителя, а со стороны Джильды, он хорошо показал себя, как бедный студент, поэтому хорошо входил в доверие. Поэтому чувства Джильды можно понять, но влюбилась она в образ, но не в самого герцога.

Хоть и графу Монтере и бандиту Спарафучиле было уделено меньше времени, они смогли использовать это время, чтобы показать мощь своих голосов. Сергей Ковнир в роли графа Монтероне, разгневанный поступком герцога, хорошо пел и показал свой гнев реалистично, что сложно было не почувствовать. Даже на зная перевода его части, можно было понять, что сейчас происходит в сюжете.

Главными персонажами оперы являются Джильда и Риголетто, однако Сергей Магера в роли бандита Спарафучиле является ключевым персонажем оперы. На него была возложена рука возмездия, от него зависел итог всех замыслов Риголетто. И своим решением он убил прекрасную и невинную девушку, поставив вопрос денег превыше жизни. Голос Сергея Магеры был полнее раскрыт, когда он ругался с дочерью. На его пути вставал вопрос чести и верности с деньгами. Он смог показать свою тревогу и сомнение, что давало повод и нам сомневаться, но в конце концов, алчность определила последующий сюжет.

Одна из зрительниц поделилась своей особой любовью к этой опере:

“Я посещаю эту оперу уже третий раз. Хоть и знаю наизусть весь сюжет и немного выучила текст песни, я каждый раз с наслаждением смотрю “Риголетто”. Я смотрела все три раза с разными исполнителями, и каждый раз история раскрывается по-разному. Думаю, даже исполнители добавляют свои чувства, когда играют определенную роль. Эта делает спектакль живее и реалистичнее, что позволяет ему так долго существовать”.

Для справки. Впервые в Казани опера “Риголетто” была поставлена в 1865 году, но частью Шаляпинского фестиваля стала только в 2009-м. Сам Шаляпин играл роль Монтероне в 1893 году в Тифлисском казенном театре. Известный итальянский дирижер высоко оценил талант Шаляпина, который не скрылся и от публики – за короткий срок Шаляпин смог завоевать симпатию зрителей. Эта любовь была выражена бенефисом в 1894 году.

Лилия Гисматуллина

Close
loading...