На выставке представлены образы татар Мурманской, Астраханской, Иркутской и Свердловских областей, все они герои фотографических историй.
«Мы сделали большой проект, мы съездили в разные регионы России чтобы посмотреть, как там живут местные татары. Найти общие черты или же различия. Все фотографии сделаны в разных областях. Это все крайние точки, которые я смог найти, где проживает наибольший процент татар», – рассказал фотограф.
Вместо романтизирующих кадров уникальных событий, мы видим портреты борцов, семей в домашних интерьерах, портреты женщин в татарских костюмах. Движение по выставке основано на разных фотоисториях. В первом зале мы встречаем видеоинсталляцию, которая долго не отпускает.
«Все это представлено в современном контексте. Видеоинсталляция погружает нас в депрессивный район, и мы понимаем, что проживаем совершенно в другой ситуации. Наша задача – проговорить такие темы и может быть презентовать свои проекты несколько в другом контексте, не только сабантуи, не только прикладное искусство, но и осмысление, кто такой татарин и как он должен себя чувствовать», – поделилась директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева
Переходя в другой зал, перед нами открывается серия фотографий из Астраханской области с акцентом на силу и мужество, так как перед нами портреты борцов греко-римской борьбы разных поколений с историей о них. Здесь есть и отзывы, и интервью героев фотографий, к примеру, история 65-летнего тренера по борьбе Фарида Кадырова: «сколько себя помню, стою на ногах и борюсь. На всех сабантуях и других соревнованиях…Борьба действительно занимает всю мою жизнь». Все продумано до мелочей, на полу лежат маты, чтобы каждый смог немного прочувствовать героем фотографий.
Третий зал погружает нас в домашнюю атмосферу татарских семей из Иркутской области. Без постановочных фотографий на них показана жизнь, как она есть, с тюбетейкой на медведе и коврами на стенах, ставшими уже для городских жителей диковинкой. Фотограф показал, как живущие в разных краях России татары, несмотря на пространственно-временные различия, чувствуют себя частью единого этноса.
«Когда я увидела впервые, прослезилась. Во-первых, я была во всех тех местах, которые здесь представлены. Во-вторых, мне показалась это так близко, потому что я сама делала подобные фото. Это взгляд совсем другого поколения, чем мы привыкли видеть», – поделилась советник директора по национальному искусству ГМИИ РТ Дина Ахметова.
А завершается выставка тем, с чего и зарождалась. Как пояснил куратор выставки заместитель руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Эдуард Хайруллин: «Началось все с того, что была серия работ девушек через тюль, мне это показалось интересным. Тюль – это одна из главных деталей теперь нашей выставки. Когда меня спрашивают с чего все началось, я всегда говорю, что с тюли. Потом мы пошли дальше и так появились разные области, разные сферы и разные люди. Когда мы все собирали, как-то все само сложилось. Сейчас это новый взгляд, в том числе и на наши корни. Возможно, каждый увидит что-то свое, нам бы этого хотелось».
Этот проект интересен и важен тем, что он принадлежит человеку, который не жил среди татар, но ему это любопытно, и он потратил немало сил, чтобы сделать такие постмодернистские фотографии, передающие каждую деталь. Возможно, кто-то, придя на выставку найдет в них какие-то отсылки к детству и семейной памяти в пространстве современного искусства.
Варвара Городникова