Июль 5, 2020

Новая топография мифологической страны Тартарии

Версия для печати
В Галерее современного искусства состоялось открытие выставки лауреата престижных конкурсов, фотографа из Екатеринбурга Сергея Потеряева. Образ мифологической страны Тартарии стал основой для нового проекта Сергея «Тартария. Новая топография».

На выставке представлены образы татар Мурманской, Астраханской, Иркутской и Свердловских областей, все они герои фотографических историй.

«Мы сделали большой проект, мы съездили в разные регионы России чтобы посмотреть, как там живут местные татары. Найти общие черты или же различия. Все фотографии сделаны в разных областях. Это все крайние точки, которые я смог найти, где проживает наибольший процент татар», – рассказал фотограф.  

Вместо романтизирующих кадров уникальных событий, мы видим портреты борцов, семей в домашних интерьерах, портреты женщин в татарских костюмах. Движение по выставке основано на разных фотоисториях. В первом зале мы встречаем видеоинсталляцию, которая долго не отпускает.

«Все это представлено в современном контексте. Видеоинсталляция погружает нас в депрессивный район, и мы понимаем, что проживаем совершенно в другой ситуации. Наша задача – проговорить такие темы и может быть презентовать свои проекты несколько в другом контексте, не только сабантуи, не только прикладное искусство, но и осмысление, кто такой татарин и как он должен себя чувствовать», – поделилась директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева

Переходя в другой зал, перед нами открывается серия фотографий из Астраханской области с акцентом на силу и мужество, так как перед нами портреты борцов греко-римской борьбы разных поколений с историей о них. Здесь есть и отзывы, и интервью героев фотографий, к примеру, история 65-летнего тренера по борьбе Фарида Кадырова: «сколько себя помню, стою на ногах и борюсь. На всех сабантуях и других соревнованиях…Борьба действительно занимает всю мою жизнь». Все продумано до мелочей, на полу лежат маты, чтобы каждый смог немного прочувствовать героем фотографий.

Третий зал погружает нас в домашнюю атмосферу татарских семей из Иркутской области. Без постановочных фотографий на них показана жизнь, как она есть, с тюбетейкой на медведе и коврами на стенах, ставшими уже для городских жителей диковинкой. Фотограф показал, как живущие в разных краях России татары, несмотря на пространственно-временные различия, чувствуют себя частью единого этноса.

«Когда я увидела впервые, прослезилась. Во-первых, я была во всех тех местах, которые здесь представлены. Во-вторых, мне показалась это так близко, потому что я сама делала подобные фото. Это взгляд совсем другого поколения, чем мы привыкли видеть», – поделилась советник директора по национальному искусству ГМИИ РТ Дина Ахметова.

А завершается выставка тем, с чего и зарождалась. Как пояснил куратор выставки заместитель руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Эдуард Хайруллин: «Началось все с того, что была серия работ девушек через тюль, мне это показалось интересным. Тюль – это одна из главных деталей теперь нашей выставки. Когда меня спрашивают с чего все началось, я всегда говорю, что с тюли. Потом мы пошли дальше и так появились разные области, разные сферы и разные люди. Когда мы все собирали, как-то все само сложилось. Сейчас это новый взгляд, в том числе и на наши корни. Возможно, каждый увидит что-то свое, нам бы этого хотелось».

Этот проект интересен и важен тем, что он принадлежит человеку, который не жил среди татар, но ему это любопытно, и он потратил немало сил, чтобы сделать такие постмодернистские фотографии, передающие каждую деталь. Возможно, кто-то, придя на выставку найдет в них какие-то отсылки к детству и семейной памяти в пространстве современного искусства.

Варвара Городникова

Close
loading...