Июль 15, 2020

Кинематографическая ценность «Вечного сияния чистого разума»

Версия для печати
Забавно, что иногда мы забываем что-то важное, но все равно не можем это отпустить, верно?

Один из фильмов, который очень точно подходит к этой идее — «Вечное сияние чистого разума» (Eternal sunshine of the spotless mind) французского режиссера Мишеля Гондри.

Картина рассказывает историю Джоэла (Джим Керри), который после поддержания сложных отношений с подругой Клементиной (Кейт Уинслет) узнает, что она воспользовалась услугами Lacuna Inc., компании, которая занимается стиранием болезненных воспоминаний.

В течение нескольких часов после Дня святого Валентина Джоэл пытается сделать то же самое и выбросить ее из головы. Однако нерешительность героя, как и небрежность сотрудников этой компании Патрика (Элайджа Вуд), Стэна (Марк Руффало) и Мэри (Кирстен Данст), ведут к осложнениям после процедуры.

Хотя поначалу повествование сбивает с толку, как только зритель понимает и усваивает сюжет, все имеет смысл, все развивается логически, и, хотя этот любопытный сюжет очень хорошо отражает характерные уловки восприятия Гондри, идея никогда не теряет ни нити повествования, ни внутренней логики.

Визуально «Вечное сияние…» впечатляет. В дополнение к причудливым визуальным уловкам Гондри, операторская работа в целом обманчиво проста, поскольку прекрасно скрывает огромную работу, которая, несомненно, предшествует сценам, которые мы видим на экране. Однако этого недостаточно для создания хорошего фильма, и именно в сценарии мы обнаруживаем как достоинства, так и небольшие недостатки работы.

У меня нет проблем со странностью истории. На самом деле, она очень оригинальна, а ее разрешение идеально. Но я не нахожу ее эмоционально удовлетворительной. Предполагаю, что самая трудная часть написания романтического сюжета — это не впасть в банальную и насильственную сентиментальность, которая затрагивает почти все труды на эту тему. Вот почему понимаю, что сценарист Чарли Кауфман написал историю, которая не фокусируется ни на знаменательных романтических встречах, ни на дешевой слезной драме. Тем не менее, в любой работе должно присутствовать эмоциональное пространство — место, где аудитория встречается с персонажами, и, если такого пространства нет (как в нашем случае), трудно идентифицировать себя с ними. Я знаю, что не существует идеального способа для создания этого пространства, поэтому иногда эмоциональный резонанс будет отсутствовать.

К счастью, искусный актерский состав компенсирует эту «повествовательную фригидность» превосходной игрой. Джим Керри теряется в грустном и слабом персонаже Джоэла, и нет никаких следов шута, к которому мы привыкли. Со своей стороны, Кейт Уинслет обеспечивает страстную актерскую игру.

Словом, «Вечное сияние чистого разума» — это блестящий фильм, который бросает вызов интеллекту, предлагая оптимистичное сообщение о романтических отношениях. Я думаю, что картина станет отличной альтернативой для тех, кто устал от однотипных романтических историй с копируемой из раза в раз динамикой отношений. Более того, это отличный пример того, чего может добиться от камеры мечтатель Гондри. И это то, что не должно быть забыто.

Издатель: Focus Features, 2004

Продолжительность: 108 минут

Режиссер: Мишель Гондри

Сценаристы: Чарли Кауфман, Мишель Гондри и Пьер Висмут

Луиса Ф. Лопес

Close
loading...