Март 19, 2024

Сценарист Мария Кирюхина: «Главное качество сценариста – никогда не сдаваться»

Версия для печати
10 лет назад Мария Кирюхина работала корреспондентом в информационном агентстве «Татар-информ», где писала о культуре, кино и театре. При этом мечтала не только делать интервью с теми, кто снимает фильмы, но и самой быть участником кинопроизводства. И вот, начиная с 21 августа, фильм по сценарию Марии Кирюхиной можно увидеть в онлайн-кинотеатре “Кинопоиск HD”. О работе сценариста и о написании сценария короткометражного фильма “Крыша” Мария Кирюхина рассказала корреспонденту портала “Dragon News”.

В центре сюжета «Крыши» – москвичка Лиза (Анна Христич), которая на протяжении 25 лет своей жизни находится под постоянным контролем родителей. Однажды она со своим интернет-другом решает тайком уехать в Санкт-Петербург, чтобы вырваться из родительских оков. Но и в Петербурге девочке не дает покоя чувство, будто семья все еще держит ее под колпаком. Но желание проучить назойливых родителей заводит её слишком далеко.

Тема фильма всегда была и остается актуальной. Откуда возникла идея для сценария? Вам самой приходилось сталкиваться с такой ситуацией?

– Основная тема нашего фильма в том, что человек зачастую не берет на себя ответственность за свою жизнь, но оправдывает себя тем, что ему не дают этого сделать. Главная героиня считает, что родители постоянно ее контролируют и никуда не пускают. Но если бы она захотела по-настоящему, никаких преград бы не было. Она могла бы с ними объясниться, поговорить. Я вижу это постоянно, не только на примере детей и родителей. Например, когда человек недоволен местом своей работы, но продолжает туда ходить и не ищет то, что ему на самом деле по душе. Это и есть нежелание брать на себя ответственность.

Близки ли решения ваших героев вам? Или вы хотели показать ситуацию с разных сторон?

Я постаралась показать решение этой проблемы и взяла за основу самый позитивный исход данной ситуации. При этом понимаю, что в жизни этот конфликт  мог развиться совершенно по-разному. Если говорить о сценариях в целом, то далеко не всегда решения героев близки автору. Но сценарист ведь пишет не о себе, а о других людях, старается разобраться в психологии персонажа, анализирует, как бы могло произойти в жизни. И это чаще всего не имеет никакого отношения к тому, как поступил бы в этой ситуации сам автор.

Сколько раз вам приходилось переписывать сценарий?

– За полгода, что я его писала, целиком и полностью весь сценарий ни разу не переписывала. Меняла какие-то сцены, усиливала диалоги, много раз перечитывала, что-то вносила. Еще режиссер (Александр Разбаш – прим.ред.) проговаривал какие-то замечания, мы обсуждали и приходили к какому-то единому решению.

Представляли ли вы кого-нибудь из реальных актеров на месте ваших героев?

– Да, всегда представляю каких-нибудь актеров на месте героев, когда пишу сценарий. Тем более что в сценарии прописываются основные характеристики героев: сколько лет, какого телосложения, какого цвета волосы и глаза, т.д. В соответствии с описанием и подбираются актеры. Могу сказать, что все актеры фильма удивительным образом совпали с моими представлениями.

Бывали ли у вас периоды, когда хотелось бросить профессию сценариста? Что вас заставляло работать дальше?

– У меня не было такого. Хотя я очень долго писала сценарии в стол, года три-четыре. Не знала, где их можно применить, думала над разными вариантами, отправляла свои работы на конкурсы. Я просто писала и писала, мечтая, что когда-нибудь по моему сценарию что-то снимут. При этом у меня никогда не было желания всё бросить, потому что внутренне я была уверена, что рано или поздно мой сценарий заметят.  Порой бывало, конечно, грустно, что время идёт, а ничего не снимается.

Раньше вы работали корреспондентом в “Татар-информ”, но потом решили вплотную заниматься созданием кино. Это как-то проявлялось в детстве? Как вы пришли к мысли, что вы хотите стать сценаристом?

– На самом деле, я пишу с детства. Как только научилась писать, сразу начала придумывать какие-то книги и сказки. Моя мама сохранила эти сказки, очень интересно перечитывать. В “Татар-информ” я освещала культуру, писала про кино и театры, и мне это было очень интересно. Когда я писала с кем-то интервью, мне всегда хотелось быть по ту сторону экрана. Мне хотелось делать кино, писать пьесы для театра или даже что-то поставить самой в качестве режиссера. Когда я работала корреспондентом, очень много общалась и с талантливыми режиссерами, и с артистами. Для меня это был большой опыт.

В каком жанре вы любите работать больше всего?

– Мне очень нравится работать над мелодрамами и комедиями. Я бы очень хотела написать сценарий ситкома в стиле сериалов “Кухня” или “Отель Элеон”. У меня даже есть идея для ситкома, осталось найти время и сесть за работу.

Какой жанр вам не очень интересен?

– Наверное, ужасы. Как зритель я их не смотрю, потому что не вижу в них художественной ценности. Наверное, люди смотрят хорроры ради эмоций и острых ощущений. Но у меня нет желания писать сценарии в этом жанре.

Как вы познакомились с Александром Разбашем? Как приняли решение экранизировать ваш сценарий?

– Мы познакомились по интернету. Я размещала свои работы в одной сценарной базе. Александр увидел мой сценарий, написал мне письмо на электронную почту, и мы договорилось о сотрудничестве.

Пожелания молодым сценаристам?

– Никогда не отчаиваться, потому что сценарист – это такая профессия, где все происходит не сразу. У кого-то, конечно, все быстро получается, элемент везения всегда присутствует. Но в целом это очень долгий процесс, твой сценарий не сразу дойдет до режиссера или продюсера, которого он заинтересует. Главное – не отчаиваться и продолжать. Сейчас много способов продвижения своего сценария. Можно, например, участвовать в конкурсах или написать напрямую режиссёру в тот же директ в Инстаграме. Кто-нибудь обязательно ответит. А еще очень важна насмотренность. Нужно смотреть много актуальных на сегодняшний день фильмов. Тогда вы будете в потоке, в голову будут приходить интересные идеи. А актуальная и интересная идея – это самое главное в сценарии. Возможностей много, ищите их и развивайтесь.

Фильм «Крыша» имеет награды следующих фестивалей:

– Международный кинофестиваль «Зилант» (Казань, 2020);

– Латиноамериканский фестиваль короткометражного кино 2020;

– Х международный молодежный кинофестиваль «Свет миру» (Ярославль, 2020);

– Московский кинофестиваль короткометражного кино «Moscow Shorts» (Москва, 2020);

– Международный кинофестиваль Eternity Pictures (Санкт-Петербург, 2020).

Лилия Гисматуллина

Close
loading...