Октябрь 29, 2020

Урок творческого мужества от художников 60-х

Версия для печати
В казанской Ратуше открылась выставка «“Шесть молодых художников”. Взгляд через 50 лет». В экспозиции представлены произведения, фотографии и другие архивные материалы, рассказывающие о творческом пути шести известных в России и не только казанских мастерах карандаша и кисти.

К событию готовились более полугода. Автор идеи – заслуженный деятель искусств РТ, член Союза художников России и Татарстана, лауреат премии имени Баки Урманче Надир Альмеев рассказал о том, как в 1970 году он и его товарищи готовили и провели первую в жизни выставку своих картин.

Надир Альмеев, Игорь Башмаков, Евгений Голубцов, Георгий Иванов, Владимир Нестеренко и Рустем Фаттахов – пятьдесят лет назад они, начинающие, задумались: почему для того, чтобы выставляться, обязательно надо было иметь признание в профессиональной сфере? Как его получить, не имея выхода к зрителю? Да и проводить выставки в то время в Казани было почти негде, разве что в выставочном зале Союза художников («стекляшке») на улице Карла Маркса.

«Все регламентировалось, просто так организовать выставку было нельзя. Надо было получить разрешение худсовета, выставкома. Отбор проходили только маститые авторы, а молодым зачастую рекомендовали «повысить творческий уровень своих работ», – сказала куратор выставки, заслуженный деятель искусств РТ, кандидат искусствоведения Ольга Улемнова.

Она ознакомила журналистов с картинами всех шести художников, многие работы привезли из творческих мастерских и частных коллекций, в том числе из других городов.

Шестеро парней не побоялись пойти против системы и организовали выставку своих произведений в фойе концертного зала казанской консерватории. Спасибо ее ректору, композитору Назибу Жиганову, с которым был хорошо знаком отец Надира, народный артист РТ, первый исполнитель его оперных партий Усман Альмеев.

«Однажды Назиб Гаязович был у нас дома и попросил меня показать свои работы. Посмотрев их, сказал: почему нельзя их выставить? И добавил: «Может быть, в Париже?» Но столица Франции далеко, и он дал добро сделать выставку в холле перед концертным залом консерватории. Нас поддержали в комитете комсомола, а вот республиканский Союз художников был против. Перед открытием пришли его представители и сказали, что эта организация к выставке отношения не имеет. Потребовалось вмешательство известного скульптора Баки Урманче, который прибыл уже через 15 минут и уговорил членов Союза разрешить выставку. В итоге задуманное осуществилось», – вспомнил Надир Альмеев.

Четырьмя годами ранее его фамилию и некоторых его друзей уже «полоскали» в местной прессе. Поводом стало чье-то обращение в горисполком: студенты художественного училища, видите ли, «не так» оформили к Новому году парк на Черном озере! «Кто разрешил устроить в парке выставку абстракционистов?» Начался скандал, оргвыводы были сделаны немедленно, всех троих «виновных» студентов исключили из училища. За ребят заступилась центральная «Комсомольская правда», конфликт сошел на нет. Публикация «Рогами к зрителю» представлена в аннотации открывшейся в Ратуше экспозиции.

Выставка в холле консерватории 1970-го года длилась недолго: две недели в Казани и 4 дня в лагере «Волга» во время работы первого семинара творческой молодежи. Она стала началом большого творческого пути для каждого из этой шестерки. «“Выставка 6” стала одним из ярких событий Казани конца шестидесятых, ознаменовав наступление нового периода – семидесятых, – отмеченного в искусстве снижением пафоса “сурового стиля”, постепенным замещением “героики будней” предыдущего десятилетия лиричностью, камерностью, стремлением осмыслить окружающий мир сквозь призму собственных чувств и переживаний», – говорится в аннотации выставки. Дело постепенно шло, мастерство формировалось, авторы получили признание, став в итоге ведущими художниками Татарстана последней трети ХХ – начала ХХI веков. Сейчас их знают не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Каждый из них внес значительный вклад в развитие выбранной сферы искусства.

Надир Альмеев – книжной и станковой графики, светомузыки и кинематографии.

Игорь Башмаков – монументально-декоративной скульптуры из металла, создал ряд композиций, ставших признанными символами Казани (например, шар возле второго корпуса КФУ).

Евгений Голубцов и Владимир Нестеренко – художественного проектирования интерьеров общественных зданий, оформляя самые модные в 1970-1980-е годы кафе. Рестораны и другие объекты.

Георгий Иванов стал ведущим художником-проектировщиком Прикамского региона, участвовал в создании городской среды Набережных Челнов и дизайнерских разработках «КАМАЗа».

Рустем Фаттахов работал на Казанской телестудии.

Кем бы стали они, если бы не тот их дерзкий поступок 50-летней давности?

Сегодня, спусти полвека, по инициативе Надира Альмеева организован новый проект, включающий реконструкцию «Выставки 6» и небольшие ретроспекции каждого ее участника, представившие как хорошо знакомые казанскому зрителю работы, так и раскрывающие малоизвестные стороны их творческой деятельности.

Знакомясь с экспозицией выставки можно понять, что событие это – не просто связующее звено между старшим и молодым поколениями. Она и об этом тоже, всегда важно и нужно учиться друг у друга, но для меня, прежде всего, это история о смелости, мужестве людей, не побоявшихся пойти против системы, против тогдашних правил, осмелившихся на дерзость. Урок творческого мужества, если хотите. Ведь такое поведение молодых художников могло поставить крест на их будущей карьере. Но обошлось.

Они нее побоялись быть иными. Посмели такими быть. После церемонии открытия и пресс-конференции многочисленные зрители внимательно изучали картины, в том числе и выставлявшиеся 50 лет назад в консерватории. Нынешняя экспозиция демонстрирует нам полувековой творческий путь каждого из «великолепной шестерки», доказывая, что каждый из них стал Мастером.

Выставка продлится до 10 ноября в галерее современного искусства «Окно» в казанской ратуше. Шесть молодых казанских художников преподали в 1970-м году всем урок человечности и в какой-то степени мужества. Преподали, прежде всего, самим себе, вероятно, почувствовав силы и творческий порыв, который до сих пор с ними (некоторых, правда, уже нет в живых), а еще и нам, современным зрителям.

Вероятно, параллели между выставками 1970-го и 2020-го годов – это еще история о внутренней свободе человека, его отрицании всего искусственного и бюрократического (худсоветы, выставкомы и т.д.) и стремлении к новому, непознанному, вдохновляющему. Пример борьбы шести авторов за «место под солнцем» – предупреждение всем нам и особенно начинающим творческую жизнь студентам (а их, будущих художников и искусствоведов, в галерее собралось немало) в необходимости формировать независимость своих взглядов, мнений, поступков, формировать свое нестандартное мировоззрение, стремиться учиться видеть больше и дальше других. Для совершенствования своего уникального творческого почерка и поддержания профессиональной репутации им самое то.

Своей выставкой казанские художники дают нам понять: быть не таким, как все – это важно всегда. Особенно сейчас.

Роман Баканов, фото автора

Close
loading...