Апрель 19, 2021

«Питер Пэн и Алиса в стране чудес», или Экспресс через детство без конечной остановки

Версия для печати
В российский прокат вышел приключенческий фильм режиссера Брэнды Чепмен «Питер Пэн и Алиса в стране чудес». Главные роли (родителей Питера и Алисы) исполнили Анжелина Джоли и Дэвид Ойелоуо. В век ремейков не удивительно, что Алису и Питера, персонажей из разных сказок, сделали братом и сестрой.

Глубинка Англии. В живописном местечке около леса живет семья Литтлтонов: папа, мама и трое деток. Дэвид, Питер Пэн и Алиса. Дни напролет они проводят в играх на улице. Бегают, прыгают и сражаются с воображаемыми злодеями. Старший брат Дэвид отличается от них своим умом и хорошей учебой. Поэтому кажется, что он быстрее превращается во взрослого. Питер же наоборот, не знает ничего, кроме игр и детских воображений. Он совершенно не хочет взрослеть и всем говорит об этом. Алиса – примерная тихая девочка, особо ни о чем не мечтает, живет сегодняшним днем. Однажды случается огромное горе: гордость своих родителей Дэвид погибает во время грозы. Роуз, их безутешная мать, впадает в депрессию и прилагается к бутылке, а отец снова влезает в долги.

После этого у детей начинаются настоящие приключения. Чтобы помочь отцу расплатиться по долгам, они решают продать старинные семейные часы. Питер и Алиса попадают к Безумному Шляпнику и его злобному сыну (в дальнейшем выяснится, что он – брат их отца). Постепенно брат и сестра начинают отдаляться друг от друга. Приходит день, когда Питер Пэн вовсе исчезает. Он, наконец, отправляется в далекую страну вечного детства, к потерявшимся мальчикам. Алиса остается с родителями. В финале мы видим, что она замужем и у нее также трое детей: два мальчика и девочка. Жизнь продолжается.

 

На первый взгляд кажется, что эта история исключительно для детей. На экране забавы, несуразности, за кадром детский смех. Классическая бесконфликтная семья. Не все у нее ладно, но ведь и идеала нет. Мама и папа, словно добрые волшебники, обеспечивают детям беззаботное существование. И все от этого счастливы. Умиротворение передается и зрителям – минуты ностальгии по детству дорогого стоят.

Впечатление усиливается красивыми кадрами природы. Мы то в горах, то на реке, то в лесу и везде нам уютно в компании этих приятных ребятишек. То расслабляемся, то ждем подвоха в сюжете. Конечно, ведь нас, людей XXI века, технологичных и напряженных, просто так не возьмешь? Если дорога в лесу, то должна быть обязательно с пиратами, если река, то с сильным течением, а если семья полная, кто-то должен ее разбить. Может быть. Но прожив с семьей Литтлтонов первые 30-40 минут показа фильма, не замечаем сами, как уже попались на уловку режиссера, знающего, что у каждого в детстве «деревья были выше и трава зеленее». Брэнда Чепмен не жалеет для нас цветовых интонаций, с помощью которых создает для каждого зрителя свой, глубоко личностный, фильм. Мы, зрители, удивляясь красоте, незаметно для себя начинаем работать сами, то есть вспоминать свое детство и «погружаться» в него. Чем «глубже» мы туда уходим, тем неощутимо начинаем сопоставлять, монтировать в своей памяти кадры прошлого и те, что видим на экране. И вот у нас в голове «что-то с памятью стало»: экранное действо незаметно получилось нашим, как будто Питер Пэн или Алиса – мы сами, а местность, где они живут, – милый сердцу уголок, в котором каждый провел детство.

Но эти ощущения у вас будут не сразу, а много позже финальных титров. Они придут сами, постепенно накапливаясь где-то в подсознании. И оттого фильм покажется вам еще более выразительным и приятным, чем во время его просмотра.

Да, это сказка для взрослых. Периодически режиссер напоминает нам о социальных проблемах. Питер и Алиса о них не думают потому, что их ограждают от этого родители. А ведь их семья живет небогато. Мама – домохозяйка, всю себя посвятила детям и мужу. Папа зарабатывает созданием деревянных макетов кораблей (их очень много дома – красивых и разных), для него это не ремесло, а искусство. Видимо, заказы ему поступают не так часто, как ему хочется. Он очень расстраивается, когда один из заказчиков не принимает работу потому, что она была сдана ему на день позже обещанного срока. В поиске денег приходится идти к престарелому отцу. А там родной брат-бизнесмен, который отговаривает отца дать взаймы, припомнив старые счеты. Конечно, мы видим проявления алчности и грубости лишь фрагментарно, но хочется надеяться, что их маленький человек не поймет. Зато эти сцены, уверены, заставят задуматься взрослых людей о том, как стоит вести хозяйство, чтобы не унижаться в дальнейшем.

Толерантность – лейтмотив и этого сюжета. У Алисы и Питера Пэна совсем не та внешность, которая описывалась в книгах. Да и вся семья Литтлтонов необычная для того времени. Они – темнокожие. В первые секунды просмотра картины этому даже удивляешься, но далее эмоция уходит.

«А может, не надо взрослеть совсем?» – ближе к концу фильма вопрошает Питер отца. Эта реплика обращена ко всем нам, зрителям, нет – обществу, призывая сделать свой выбор и жить дальше. Тем самым, на наш взгляд, режиссер дает понять, что в каждом из нас независимо от возраста живет ребенок. Надо только его почувствовать.

Несколько странно, что по сути новогодняя сказка (правда, снега и елки вы там не увидите) вышла в российский прокат в конце ноября. Но учитывая современный тренд заблаговременной подготовки к Новому году и общий негативный информационный фон, можно считать, что продюсеры вполне угадали со временем премьеры. Фильм положительный со слегка наивным сюжетом и персонажами, их поступками. Впрочем, возможно, именно таких героев не хватает нынешнему кинематографу, да и нам с вами. Пусть они – обычная семья и ничем не выделяются, но живут честно и по справедливости.

Любители драк, погонь, взрывов, сцен насилия, не ошибитесь залом кинотеатра. Вам не сюда. Ничего этого в ленте нет. Здесь доброта, веселье, ностальгия по детству и, вероятно, само счастье. Режиссер Брэнда Чепмен решилась поспорить и достойно ответить кассирше, которая когда-то тихо ответила Эдите Пьехе и ее внуку Стасу, что «до детства билетов нет».

Как же «нет билетов», есть! Вот он – эта картина! Сколько вам?

Но у этого «детского экспресса» нет и не может быть конечной остановки. Он кольцевой (от зрелости к детству), и зритель где хочет, там и войдет в него.

«Умейте вовремя в детство впасть»… Наверняка эта фраза стала первой в сценарии фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес».

Роман Баканов, Ляйсан Вильданова

Close
loading...