Март 3, 2021

«Батя», или Смех и слезы в одном флаконе

Версия для печати
23 февраля в российский прокат выходит комедия «Батя» режиссера Дмитрия Ефимовича, которая изначально планировалась как сериал. Главную роль отца Макса исполнил Владимир Вдовиченков.

В этой картине он отыграл сурового, но одновременно заботливого батю по имени Володя, воспитывающего своего сына на заре восьмидесятых. Сюжет погружает зрителя в советское время и показывает, как уже повзрослевший Макс (Стас Старовойтов) направляется с семьей к отцу. По дороге у него всплывают эпизоды из детства, тесно связанные с взаимоотношениями с ним.

После переезда Макса в Москву встречи с отцом стали редкими. На 70-летие отца семья накрыла стол и была готова к теплому приему, но батя не приехал. Макс решил не оставлять своего отца в этот важный день и всей семьей отправился к нему: «Он сам от семьи отвернулся, нельзя поступать точно так же».

Фильм поделен на три главы. В первой «Первый час – полет нормальный» показаны проблемы, с которыми семья сталкивается в пути: плохое поведение детей, конфликт между супругами на этой почве и неожиданное ухудшение здоровья сына. Интересно и моментами очень смешно наблюдать за тем, как герой Стаса Старовойтова пытается выйти из этих ситуаций, найти решение проблем, опираясь на воспитание своего отца, но не совершить его ошибок.

«Я всю жизнь хочу быть хорошим отцом, не таким, как мой батя», – в этой фразе раскрывается суть второй главы картины «Современная семья». Макс, сравнивая воспитание 1980-х и нынешнего времени, вспоминает, как подобные проблемы решал его отец. При плохом самочувствии он заставлял его есть лук и засовывать чеснок в нос. Однако имея свою семью, Макс со своей женой Ирой подошли к проблеме здоровья своего сына Димы более ответственно: сразу же обратились за помощью к врачам.

Долгожданная встреча уже взрослого Макса с батей произошла в третьей главе «Вот здесь, дети, и прошло мое детство» (где именно – неясно, видимо, тем самым режиссер картины хотел типизировать ситуацию). Накопленная годами боль Макса, связанная, как ему казалось, с недостатком отцовской любви, довольно жесткого воспитания по принципу «стараться не жить, а выживать» выливается в серьезный разговор с родителем, который становится ключевым моментом фильма: «Я пытаюсь тебе что-то доказать, доказать, что я такой же, как ты, но мы – разные люди». Макс хотел, чтобы ту заботу и трепетное отношение, которое он не чувствовал в детстве, получили его дети от своего дедушки. Герой Стаса Старовойтова понимает, что отец его любит, с раннего возраста пытался вырастить из него «железного мужика», но эта недосказанность не позволяла ему держать тесный контакт с отцом, уже будучи взрослым.

Большую часть фильма мы видим не комедию, а суровую действительность восьмидесятых годов, заставившую родителей того времени воспитывать детей по советской закалке. В самом начале фильма отец принуждал Макса обезглавить курицу со словами, что «это ему еще пригодится» в будущем, тот не смог этого сделать и убежал. Эпизодическими отсылками главного героя в детство режиссер дает зрителю сравнить воспитание десятилетий. Смеха в фильме столько же, сколько и драматических моментов. Например, когда Максим не хотел пить молоко, говоря, что это невкусно, отец давал ему попробовать водку со словами: «Вот это невкусно, но я же пью». Смешным в этом эпизоде было то, что после этого «урока», батя выпил водку и закусил малосольными огурцами, ребенок, копируя его, точно также потянулся к огурцам, после того, как выпил молоко, но отец остановил его и сказал: «А вот этого лучше не делать».

Интересно посмотреть не на сюжет, а на режиссерскую работу Дмитрия Ефимовича. Точнее на его попытки включить в происходящее драматургию. За эти 75 минут фильма зритель полностью погружается в социальную проблему и во многих моментах узнает себя. Для Андрея Андреева, сыгравшего героя Макса в детстве, – это дебют на большом экране. Однако он очень хорошо смог вжиться в роль и передать чувства своего героя. В частности, благодаря его актёрской игре зрителю становятся понятны переживания уже повзрослевшего Макса. Владимиру Вдовиченкову за счет многолетнего опыта в кино, своей довольно суровой внешности легко удалось отыграть роль скупого на чувства отца. Постоянные шутки Стаса Старовойтова в stand up на тему семьи и воспитания позволили режиссеру увидеть в нем идеального исполнителя роли взрослого Макса. Желание стать хорошим отцом и дать своим детям лучшего прослеживается в главном герое Старовойтова: он водит детей на фермы с животными, чтобы не было как у него («Я в своем детстве только на рынке животных видел»), трепетнее относится к их здоровью, покупает новые игрушки. Каждый из актеров смог передать внутренние переживания своих героев, именно поэтому у зрителя не возникнет ощущения диссонанса.

Разговор отца и сына стал развязкой фильма. Подсознательно Макс понимал, что отец проявлял к нему свою любовь (именно так!), но по-особенному: он учил его жизни (давал мальчику читать не сказки, а сразу газеты; учил считать не по книжкам, а на кладбище, вычитая из даты смерти дату рождения). Но Максу не хватало именно того, чтобы отец открыто ему сказал: «Я тебя люблю». В конце разговора батя сказал что-то тихо, на ушко сыну и стало понятно, что это те самые слова о любви.

Задумка режиссера очевидна: показать острую проблему отцов и детей, то, как воспитание советского времени отразилось на современных родителях, именно это транслируется в отсылках в прошлое. Постоянная смена кадров, динамичность, незатянутый сюжет и его простота держит внимание зрителя на протяжении 1 часа 15 минут, особо их не напрягая, именно это показывает профессионализм съемочной группы, оператора и режиссера.

В итоге получилась легкая и семейная комедия, которая наверняка будет по нраву зрителям любого возраста.

Валерия Королева, Яна Гавриленко

Close
loading...