Март 19, 2024

Фильм «Чернобыль»: история о личной катастрофе

Версия для печати
15 апреля в российский прокат выходит фильм Данилы Козловского «Чернобыль», посвященный аварии на Чернобыльской АЭС, со дня которой 26 апреля этого года исполнится 35 лет.

Главный герой Алексей Карпушин (Данила Козловский) – пожарный в городе Припяти (Киевская область), который начинает новый этап в своей жизни. Он встречает девушку Олю (Оксана Акиньшина), которую любил 10 лет назад, сына Лешу (Петр Терещенко) и переводится из своей пожарной части, чтобы уехать со своей семьей на море. Трагедия, случившаяся 26 апреля 1986 года, рушит планы не только главного героя фильма, но и еще нескольких десятков тысяч (если не сотен тысяч) человек.

В нашей стране фильм «Чернобыль» – первый масштабный художественный проект, рассказывающий о взрыве на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции и его ликвидации. Ранее тему трагедии брали за основу авторы следующих фильмов и сериалов: «Запретная зона» (2012, США), «Секунды до катастрофы» (Великобритания), «Чернобыль: Зона отчуждения» и «Чернобыль: Зона отчуждения. Финал» (2014, 2019, Россия), «Чернобыль» (2019, HBO). Однако сюжет каждого из них был либо документальный, содержащий сухие факты, цифры и мнения экспертов, либо фантастический, с мутантами и таинственными разработками на месте аварии. «Чернобыль» Козловского рассказывает о простых людях, которые хотели радостно провести майские праздники, любить и жить, не опасаясь за свои судьбы.

В центре внимания режиссера и зрителей находится личная жизнь обычного пожарного, на фоне которой развиваются события аварии. Алексей пытается вернуть доверие любимой девушки – парикмахера Оли, отношения с которой десять лет назад не удалось сохранить. Но героиня не хочет повторять своих ошибок, ведь сейчас то памятное ей предательство Алексея может ранить не только ее, но и их сына Лешу, который уже успел привязаться к своему отцу. Главный герой решает оставить в покое семью, но тут происходит то, что круто изменит их жизнь.

Несмотря на то, что в фильме фигурирует реально произошедшая авария на Чернобыльской АЭС, документальным его назвать нельзя. Основной посыл этого произведения опирается на выдуманные сценаристами моменты, на которых строятся характеры героев и драма. Об этом честно говорит и сам режиссер: «В самом начале специально пустили фразу: история вдохновлена реальными событиями. История абсолютно вымышлена, мы не претендуем на документальность. Мы создали абсолютно художественную историю, которую поместили в ту эпоху». Поэтому сгущение красок и искажение важных фактов истории со стороны создателей картины, на наш взгляд, простительно: они делали так, чтобы фильм смог зацепить зрителя и вызвать эмоции.

Главное событие начинается после тушения пожара на АЭС. За короткое время необходимо устранить воду, скопившуюся на станции и нагревающуюся от реактора с огромной скоростью, что представляло опасность жителям города, а если потерять контроль над ситуацией, то и населению Европы. Поэтому людям нужно спуститься в кипяток и открыть винт, который выпустит всю воду. Алексею Карпушину и другим пожарным предлагают это сделать за большие привилегии, которые изначально героя не прельщают, но узнав о том, что его сын получил дозу радиации, Алексей соглашается на опасную спецоперацию.

Дальнейшие события показывают зрителям не привычных пожарных-героев, безответно идущих на смерть ради спасения всего человечества, а простых людей, которым страшно. Их окутывают и панические атаки, и желание бросить начатое, переложив ответственность на других. Именно здесь, в ужасных и накаленных до предела обстоятельствах, удается осознать, как трагедия ломает людей, делая их сильнее. В этих условиях показан моральный рост главного героя: изначально Алексей был не готов жертвовать собой ради спасения людей, после – делает это для обеспечения лечения сына, а в финале картины – для завершения дела и устранения последствий крупнейшей в истории атомной энергетики аварии, убившей и продолжающей устранять людей.

Фильм заслуживает комплиментов за отношение к деталям, качественную съемку и игру актеров. Авторам удалось добиться эффекта преследования и некоего присутствия вокруг действующих лиц. Треск счетчика Гейгера, протяжный вой сирены, черный дым, съемка дымящегося реактора, рыжего леса, страха жителей Припяти, экстренно покидающих свои дома, показ самой ликвидации и последствий катастрофы – все это олицетворяет собой чудовище или монстра, который повсюду. Радиация смертельной пеленой ложится на все вокруг и с легкостью разделывается с ничего не подозревающими жертвами. Именно правильно поставленными кадрами, хорошей актерской игрой и глубоким музыкальным сопровождением, удалось добиться такого ощущения.

С самого начала фильма «Чернобыль» бросается в глаза его удивительная эстетика. 1980 годы – один из самых колоритных периодов новейшей истории, но поздний СССР особенно выделяется на этом фоне. Авторы щепетильно подошли к вопросу и смогли воссоздать обстановку того времени, претендующую на подлинность. Один вид этих утопающих в зелени районов может внушить зрителю светлую грусть по несбывшейся мечте многих поколений. Именно эту атмосферу постарался создать Данила Козловский: «Мне нравится эта эпоха, я там родился. Мир, который представлен у меня в кино, мне очень симпатичен: и музыка, и одежда, и какие-то вещи, которые окружали нас тогда».

Картина актуальна не только в 2021 году, в юбилей аварии. Все чаще по ТВ и в интернете можно услышать безответственные задиристые фразы про «ядерный пепел» и возможные удары «по центрам принятия решений», которые поддерживаются определенной частью населения России. Мы считаем, что фильм дает зрителю понять: чернобыльская авария – просто прорыв трубы во дворе по сравнению с тем, что будет, если кто-то по жуткому стечению обстоятельств выпустит ядерные ракеты. Работа Данилы Козловского показывают сторону трагедии, доступную простым людям. Мы можем попробовать поставить себя на место героев, ощутить их боль и растерянность в незнакомой ситуации, и понять, чего стоит ошибка, допущенная из-за человеческого фактора.

Анна Портных, Анастасия Фартыгина

Close
loading...