Март 19, 2024

Самые талантливые кинорегионы: где в России снимают фильмы и сериалы

Версия для печати
Кинематографический ландшафт России может казаться пугающе однообразным для тех, кто смотрит самые популярные и громкие российские релизы. Однако Москва, Петербург и в редких случаях города центрального региона, которым в кадре суждено сыграть неназванную провинцию – это далеко не все локации, в которых современные режиссеры снимают кино. Например, совсем скоро вся Россия увидит на телеканале ТНТ сериал «Маньячелло», который придумали и сняли в Бурятии. К премьере мы решили рассказать о Бурятии и других регионах России, которые славятся своим кино.

Бурятия

«Маньячелло», «Решала», «Булаг» и другие фильмы и сериалы

 Режиссер и автор сценария чёрной комедии «Маньячелло» Жаргал Бадмацыренов хорошо известен в Улан-Удэ: здесь он долгие годы развивал КВН и добился успехов, снимал кино, которое получило неожиданную славу на российских стримингах (речь о боевике «Решала»), сделал ситком с национальным колоритом «Буузы» (в главной роли в нем, кстати, снялся Владимир Барташевич – его мы увидим и в «Маньячелло» в образе одержимого классической литературой маньяка, который инсценирует убийства по мотивам книг).

Сам Жаргал признается, что энтузиастов кино в современной Бурятии мало, хотя в далекое советское время это было не так – все-таки сюда с масштабной экспедицией приезжал Всеволод Пудовкин, чтобы создать шедевр исторического кино «Потомок Чингисхана». Тем не менее они есть. Например, несколько лет назад артовым хитом в узких кинематографических кругах стала драма Солбона Лыгденова «Булаг» об алкоголе и его власти над российской провинцией.

Что касается «Маньячелло» – у сериала есть все шансы заставить регионы активизироваться и подумать о своих национальных историях, которые могли бы стать основой для жанрового кино.

С 16 августа в 20.00 на ТНТ

Кабардино-Балкария

«Теснота», «Софичка», «Глубокие реки» и другие фильмы

Регулярные победы в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, участие в фестивале Локарно, попадание в шорт-лист «Оскара», имя российского режиссера в титрах сериала для HBO – всего этого могло бы не быть, если бы известный на весь мир режиссер Александр Сокуров не открыл в Нальчике свою мастерскую, из которой выпустились 12 человек. Эксперимент Сокурова показал, что если стопроцентно вкладываться в своих учеников, приглашать к ним лучших лекторов, водить по музеям и всячески духовно просвещать – плоды будут, их не может не быть.

Кабардино-Балкария стала единственным регионом Северного Кавказа, где расцвел свой кинематограф и появились молодые люди, которым есть, что сказать. Самым коммерчески успешным выпускником Сокурова стал Кантемир Балагов, попавший со своим дебютом «Теснота» о взрослении в Нальчике девяностых прямиком в Канны. Мимо успеха не смог пройти предприимчивый продюсер Александр Роднянский, с тех пор они с Кантемиром делают кино вместе. Девушка Балагова, Кира Коваленко, преодолела похожий путь: ее дебют «Софичка», экранизация рассказа Фазиля Искандера, не так громко прошел в российском прокате, но второй фильм «Разжимая кулаки» об осетинской юности с подачи того же Роднянского оказался в Каннах и выиграл «Особый взгляд». В ограниченный российский прокат выходили и другие фильмы учеников Сокурова: «Глубокие реки» Владимира Битокова, «Мальчик русский» Александра Золотухина (его мировая премьера проходила на Берлинале).

Якутия

«Пугало», «Мой убийца» и десятки драм и хорроров

Якутия – уникальный регион на кинематографической карте России. Здесь много лет назад сложился свой самобытный кинематограф, здесь в кинотеатрах большинство сеансов отданы местным фильмам не из пропагандистских побуждений, а потому, что якуты с удовольствием смотрят и поддерживают творчество своих режиссеров. Конечно, так было не всегда, и корнями успех якутского кино уходит в колониальную историю о том, как первые якутские режиссеры выучились в Москве и привезли домой свои знания. Зато сегодня это вовсе не обязательное условие: в республике есть даже не одна, а несколько производственных студий, есть мастера, есть техническая база и, главное, есть интересующийся своей историей зритель.

Практически каждый якутский фильм либо основан, либо использует местную мифологию и национальный колорит, который, как ни странно и прискорбно, становится барьером к попаданию этих фильмов в широкий российский прокат. Лед тронулся, когда на прошлом «Кинотавре» победил якутский этно-хоррор «Пугало» Дмитрия Давыдова, и о якутском кино наконец рассказали массовому зрителю.

Пермский край

«Реальные пацаны» и «Территория»

Сериалом, который у себя на родине, в Перми, получил статус культурного достояния, стал мокьюментари-ситком «Реальные пацаны». Сериал к тому же запустил работу одного из самых мощных российских кинопродакшенов – Good Story Media. О том, как задумывались и создавались «Реальные пацаны», уже ходят легенды, а прецедента, чтобы сериал, снятый любительской камерой и с суперминимальным личным бюджетом, попал на федеральное телевидение, история и вовсе не знает. Долгое время комедия о Коляне и его пацанах базировалась в Перми: здесь жили все актеры и другие участники съемочной команды, здесь были все локации, и лишь потом, несколько успешных сезонов спустя, началась миграция в Москву. Сериал до сих пор (уже 11 лет!) выходит на ТНТ и собирает высокие рейтинги.

К еще одному рассказу о родном крае, а точнее, о его богатой мифологии, продюсеры Good Story Media обратились совсем недавно в сериале «Территория». Снимали его там, где еще не проезжала кинопередвижка: недалеко от Кудымкара, где и происходит действие мистического триллера, и в треугольнике Чусовой – Губаха – Александровск.

 

Close
loading...