– Расскажите немного об опыте работы в издании. В каком формате работает Ваш отдел?
– Я пришёл туда в 2019 году в качестве стажёра, неплохо себя зарекомендовал и вошёл в штат в качестве корреспондента в отдел видео. Мы работаем с контентом для Ютуба и соцсетей. Несмотря на должность корреспондента, пришлось научиться видеосъёмке и монтажу. Каждый день мы ищем инфоповоды и делаем короткие сюжеты до пяти минут. Несколько раз в месяц выпускаем крупные сюжеты от пяти до двадцати минут под названием «Репортаж недели» или «БНС» (Бизнес на селе). Тематика контента разнообразна: от криминальных историй и посещения судебных процессов до освящения строительства крупных объектов в городе и социальных проблем.
– Часто ли Вы используете соцсети в качестве источника информации?
– Соцсети давно вышли на первое место в поиске инфоповодов. В общегородских чатах сейчас раньше всего появляется информация о происшествиях и социальных недовольствах граждан.
– И как же осуществляете поиск информации через социальные сети?
– Чтобы найти инфоповод в соцсетях нужно быть подписанным как минимум на десять пабликов и чатов в Телеграм, ВК и других соцсетях. Каждый день «тонны» постов просматриваются, анализируются и сравниваются редакцией.
– Как проверяете информацию, полученную из соцсетей?
– Существует два метода. Первый заключается в сравнении материалов, которые вышли в разных пабликах. Есть вероятность, что пост все просто скопировали, но обычно где-то информация имеет дополнительные пояснения. После сравнения подключается метод поиска источника. Либо звонишь источнику и спрашиваешь всё ли так, как написано в соцсетях (например, в МЧС узнаешь про пожар), либо едешь на место и выясняешь, соответствует ли написанное действительности.
– Получив из соцсетей информацию для материалов, обозначаете ли первоисточник в публикации? Каким образом?
– Часто сложно оперативно найти автора видео в соцсетях. Мы стараемся находить видео без водяных знаков различных пабликов. Поэтому либо едем на место и оперативно снимаем на телефон событие, либо находим чистое видео в соцсетях. Если известно чьё оно, то мы указываем имя и фамилию в графе «Видео:», если имя неизвестно, то пишем «Видео: соцсети». Журналист, который выложил этот материал на наших площадках, в таком случае всегда указывает «Подготовил: имя и фамилия». Таким образом показываем, что автор видео – не наш журналист.
– Были ли в Вашей практике случаи, когда информация из соцсетей оказалась неверной, не соответствовала действительности?
– Однажды в соцсетях появилась информация, что горит высотный ЖК. В посте было видео, где видно, что идёт дым и горит верхний этаж. Было решено сразу выдвигаться на место, параллельно был отправлен запрос в МЧС. Новость о пожаре пока не дали, потому что не было подтверждений, и в соцсетях об этом написали всего два городских паблика с одним и тем же роликом. На полпути к ЖК один наш зоркий коллега написал в общий чат, что при просмотре материала кажется, что огонь подозрительно не двигается. Присмотревшись, мы поняли, что это была котельная труба с красным сигнальным огоньком, из которой валил дым. А из-за качества и ракурса снятого на телефон видео, всё это сливалось с серой высоткой ЖК.
– Как Вы действовали в такой ситуации?
– Мы приехали на место и удостоверились, что это была котельная труба. Сняли на телефон с разных мест, чтобы это подтвердить. В итоге наша новость разоблачила некоторые СМИ, которые клюнули на этот инфоповод (они, конечно, перестраховались и отметили в своих новостных заметках, что «МЧС пока не подтверждает возгорание в ЖК»).
– Как различаются особенности работы СМИ с разными социальными сетями и мессенджерами?
– Поиск информации практически идентичен. А вот работа с аудиторией и упаковка контента отличаются сильно. У каждой платформы есть особенности, которые нужны для того, чтобы удержать аудиторию на своей площадке. В ВК нужно загружать видеосюжет только в их платформу. Так видео будет автоматически включаться при появлении в новостной ленте. В Ютубе нужен цепляющий заголовок и яркая обложка. В Instagram (деятельность компании Meta запрещена в России как экстремистская. – Ред.) не любят длинные видео. Если выполнять требования и специфику всех площадок, то их алгоритмы начнут продвигать контент. Так он соберет сотни тысяч просмотров.
– Кроме поиска информации, как еще используете площадки социальных сетей в работе?
– Мессенджеры для связи с источниками. Также есть различные чаты, где собраны журналисты, куда отправляются пресс-релизы и официальная информация различных ведомств и госорганов.
– Есть ли в Вашей редакции руководство для сотрудников по использованию соцсетей как источника информации и инструмента поиска данных?
– Есть. Это свод правил, где собраны последние требования Роскомнадзора по маркировке информации. Главным, конечно же, является «Не укради». Это означает, что мы должны получить разрешение на использование авторского материала и всегда указывать источник.
– Как отразился запрет на некоторые соцсети?
Ограничения практически не повлияли. Facebook (деятельность компании Meta запрещена в России как экстремистская. – Ред.) почти не использовался редакцией в качестве площадки распространения нашего контента. Instagram (деятельность компании Meta запрещена в России как экстремистская. – Ред.) «похудел» в плане аудитории, но вести мы его не перестали. Спустя пару месяцев после блокировки мы наверстали потерянные просмотры.
– И напоследок подскажите, на какие этические моменты следует обращать внимание при работе с соцсетями и использования информации из них?
– Этические моменты скорее заключаются в сокрытии натуралистических изображений трупов, сильных травм, наготы. Также размываем на видео лица несовершеннолетних, представителей силовых структур. Сигареты и алкогольная продукция также должны быть замазаны. А так стараемся следовать этическим нормам журналистики и не публиковать фейки.
Теперь можно сделать вывод о том, что официальные СМИ при работе с социальными сетями проверяют и обрабатывают полученную информацию. При «скроллинге» вашей ленты обращайте внимание на первоисточник и проверяйте информацию, чтобы быть уверенными, что потребляете качественный и достоверный контент.
Валерия ГАРНЫШЕВА
Фото из личного архива собеседника