Сентябрь 22, 2023

Как соцсети влияют на твою новостную ленту

Версия для печати
Для современного человека главным источником информации являются социальные сети. Мы потребляем новостной контент из своей ленты, не задумываясь о его достоверности. Даже для средств массовой информации зачастую соцсети являются первоисточником. Как в наше время журналисты работают с этим явлением? Как проверяется и отбирается информация? На эти и другие вопросы ответил корреспондент видеоотдела деловой электронной газеты Татарстана «БИЗНЕС Online» Евгений Жура.

– Расскажите немного об опыте работы в издании. В каком формате работает Ваш отдел?

– Я пришёл туда в 2019 году в качестве стажёра, неплохо себя зарекомендовал и вошёл в штат в качестве корреспондента в отдел видео. Мы работаем с контентом для Ютуба и соцсетей. Несмотря на должность корреспондента, пришлось научиться видеосъёмке и монтажу. Каждый день мы ищем инфоповоды и делаем короткие сюжеты до пяти минут. Несколько раз в месяц выпускаем крупные сюжеты от пяти до двадцати минут под названием «Репортаж недели» или «БНС» (Бизнес на селе). Тематика контента разнообразна: от криминальных историй и посещения судебных процессов до освящения строительства крупных объектов в городе и социальных проблем.

– Часто ли Вы используете соцсети в качестве источника информации?

– Соцсети давно вышли на первое место в поиске инфоповодов. В общегородских чатах сейчас раньше всего появляется информация о происшествиях и социальных недовольствах граждан.

– И как же осуществляете поиск информации через социальные сети?

– Чтобы найти инфоповод в соцсетях нужно быть подписанным как минимум на десять пабликов и чатов в Телеграм, ВК и других соцсетях. Каждый день «тонны» постов просматриваются, анализируются и сравниваются редакцией.

– Как проверяете информацию, полученную из соцсетей?

– Существует два метода. Первый заключается в сравнении материалов, которые вышли в разных пабликах. Есть вероятность, что пост все просто скопировали, но обычно где-то информация имеет дополнительные пояснения. После сравнения подключается метод поиска источника. Либо звонишь источнику и спрашиваешь всё ли так, как написано в соцсетях (например, в МЧС узнаешь про пожар), либо едешь на место и выясняешь, соответствует ли написанное действительности.

– Получив из соцсетей информацию для материалов, обозначаете ли первоисточник в публикации? Каким образом?

– Часто сложно оперативно найти автора видео в соцсетях. Мы стараемся находить видео без водяных знаков различных пабликов. Поэтому либо едем на место и оперативно снимаем на телефон событие, либо находим чистое видео в соцсетях. Если известно чьё оно, то мы указываем имя и фамилию в графе «Видео:», если имя неизвестно, то пишем «Видео: соцсети». Журналист, который выложил этот материал на наших площадках, в таком случае всегда указывает «Подготовил: имя и фамилия». Таким образом показываем, что автор видео – не наш журналист.

– Были ли в Вашей практике случаи, когда информация из соцсетей оказалась неверной, не соответствовала действительности?

– Однажды в соцсетях появилась информация, что горит высотный ЖК. В посте было видео, где видно, что идёт дым и горит верхний этаж. Было решено сразу выдвигаться на место, параллельно был отправлен запрос в МЧС. Новость о пожаре пока не дали, потому что не было подтверждений, и в соцсетях об этом написали всего два городских паблика с одним и тем же роликом. На полпути к ЖК один наш зоркий коллега написал в общий чат, что при просмотре материала кажется, что огонь подозрительно не двигается. Присмотревшись, мы поняли, что это была котельная труба с красным сигнальным огоньком, из которой валил дым. А из-за качества и ракурса снятого на телефон видео, всё это сливалось с серой высоткой ЖК.

– Как Вы действовали в такой ситуации?

– Мы приехали на место и удостоверились, что это была котельная труба. Сняли на телефон с разных мест, чтобы это подтвердить. В итоге наша новость разоблачила некоторые СМИ, которые клюнули на этот инфоповод (они, конечно, перестраховались и отметили в своих новостных заметках, что «МЧС пока не подтверждает возгорание в ЖК»).

– Как различаются особенности работы СМИ с разными социальными сетями и мессенджерами?

– Поиск информации практически идентичен. А вот работа с аудиторией и упаковка контента отличаются сильно. У каждой платформы есть особенности, которые нужны для того, чтобы удержать аудиторию на своей площадке. В ВК нужно загружать видеосюжет только в их платформу. Так видео будет автоматически включаться при появлении в новостной ленте. В Ютубе нужен цепляющий заголовок и яркая обложка. В Instagram (деятельность компании Meta запрещена в России как экстремистская. – Ред.) не любят длинные видео. Если выполнять требования и специфику всех площадок, то их алгоритмы начнут продвигать контент. Так он соберет сотни тысяч просмотров.

– Кроме поиска информации, как еще используете площадки социальных сетей в работе?

– Мессенджеры для связи с источниками. Также есть различные чаты, где собраны журналисты, куда отправляются пресс-релизы и официальная информация различных ведомств и госорганов.

– Есть ли в Вашей редакции руководство для сотрудников по использованию соцсетей как источника информации и инструмента поиска данных?

– Есть. Это свод правил, где собраны последние требования Роскомнадзора по маркировке информации. Главным, конечно же, является «Не укради». Это означает, что мы должны получить разрешение на использование авторского материала и всегда указывать источник.

– Как отразился запрет на некоторые соцсети?

Ограничения практически не повлияли. Facebook (деятельность компании Meta запрещена в России как экстремистская. – Ред.) почти не использовался редакцией в качестве площадки распространения нашего контента. Instagram (деятельность компании Meta запрещена в России как экстремистская. – Ред.) «похудел» в плане аудитории, но вести мы его не перестали. Спустя пару месяцев после блокировки мы наверстали потерянные просмотры.

– И напоследок подскажите, на какие этические моменты следует обращать внимание при работе с соцсетями и использования информации из них?

– Этические моменты скорее заключаются в сокрытии натуралистических изображений трупов, сильных травм, наготы. Также размываем на видео лица несовершеннолетних, представителей силовых структур. Сигареты и алкогольная продукция также должны быть замазаны. А так стараемся следовать этическим нормам журналистики и не публиковать фейки.

Теперь можно сделать вывод о том, что официальные СМИ при работе с социальными сетями проверяют и обрабатывают полученную информацию. При «скроллинге» вашей ленты обращайте внимание на первоисточник и проверяйте информацию, чтобы быть уверенными, что потребляете качественный и достоверный контент.

Валерия ГАРНЫШЕВА

Фото из личного архива собеседника

Close
loading...