
«О чем «Пиковая Дама»?
Это история про деньги, про страсть, про молодость, про секс».
(из к/ф «Дама Пик»)
17 ноября выходит в широкий прокат новый фильм режиссера Павла Лунгина «Дама Пик». Закрытый показ состоялся накануне премьеры в казанском кинотеатре «Родина».
Триллер «Дама Пик» основан на сюжете всемирно известной оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая Дама», написанной по одноименному произведению Александра Пушкина. При этом, не выдавая спойлеров, оговоримся сразу – фильм вовсе не экранизация знаменитого произведения. Снят он по оригинальному сценарию, отсюда и название, лишь перекликающееся с первоисточником. А вот посыл картины классический – история, где нельзя никого спасти, где каждый спасается сам.
Итак, сюжетная линия. Гениальная по оценкам современников оперная певица София (в исполнении Ксении Раппопорт) приезжает в Россию после долгих лет эмиграции. На сцене, с которой она дебютировала в произведении Чайковского «Пиковая Дама», оперная дива хочет поставить ту же постановку. Выступление, несомненно, станет событием сезона, а все его участники в одночасье проснутся знаменитыми. Роль женского лидирующего соло ясна. Ее получает племянница Софии Лиза (Мария Курденевич). Она ненавидит знаменитую родственницу, о чем прямо заявляет оперной диве при первой же личной встрече. Не обладает она и сверхуникальным талантом, однако тетка готова пробудить необходимое рвение к сцене. Солирующую мужскую партию по определению получает худрук. О роли Германа также мечтает и талантливый, но незамеченный среди солирующих партий певец оперной труппы и молодой человек Лизы Андрей. В его глазах – огромное желание, за воплощение которого парень готов отдать все. Оперная дива видит это и берет его в главные роли. София безжалостно ввязывает в свою «постановку» всех участников. Чем оборачивается и насколько жестокой оказывается игра, зритель не представляет до конца.
«Я довольно мало насмотрен, скорее начитан. Из-за этого мне иногда приходится изобретать трехколесный велосипед. Но с другой стороны, отсутствие начетнического кинообразования часто помогает мне сохранять свободу», – говорит о себе режиссер.
Эта свобода сквозит в новой работе режиссера – и в отходе от жестких канонов, и в современной интерпретации «Пиковой Дамы». Эта лента об одержимости. То, насколько она может быть жестока. И уже неясно, где реальная жизнь, а где нереальная игра. Лиза одержима Андреем. Андрей одержим Софией, София одержима деньгами и славой.
Впечатляет работа главных героев: Ксении Раппопорт и внука Олега Янковского Ивана Янковского. Игра столь искренна и неумолима, что веришь каждой эмоции. А в основном они отрицательные. В глазах каждого из них виден огонь, когда нужно его показать. Огонь, разжигающий не только страсть к любимому делу, страсть в друг друге, но и сжигающий все чувства на своем пути. И тут же происходит трансформация этого огня в холод. Причем холод этот проявляется даже не в игре, а в словах – не каждый ханжески настроенный зритель будет готов услышать хоть и литературные, но в быту нецензурные выражения. Да, броско. Да, резко. Но не убедительно и не совсем уместно. Сегодня пропадает та интрига, то яркое обличие конкретной эмоции в слово, которое раньше приносило любое нецензурное выражение…
Скажем сразу – ярым любителям спецэфектов в фильме нечем насладиться. Здесь иная философия – психологический триллер. «Дама Пик» это лента для тех, кто хочет испытать сильные эмоции и переживания, кто готов, как и главные актеры, идти на риски. А еще стоит пойти в кино ради попытки предугадать исход событий. На кону не только выбранные роли, но теперь и жизни людей. Посмотреть, куда приводят игры. Ведь ты не остановишься, пока все не проиграешь…
Рамиля Галимзянова