Март 19, 2024

Президентский марафон: аншлаг, усиленный досмотр и афоризмы-путинки

Фото kremlin.ru

Версия для печати
23 декабря в Москве, в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной, прошла XII большая пресс-конференция президента России Владимира Путина. Аккредитацию получило рекордное число журналистов – 1437. В их числе был и корреспондент портала DragonNews, студент Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Павел Вахрушев.

Изначально проведение пресс-конференции планировалось на 22 декабря, но в связи с похоронами убитого посла России в Турции Андрея Карлова президент принял решение перенести общение со СМИ на сутки.

Изменение графика породило предположения, что в пресс-конференции не смогут принять участие все аккредитованные работники СМИ – поменять билеты на поезд или самолет за день, особенно в условиях предновогодней транспортной активности россиян, не то чтобы невозможно, но сложно. Однако прогнозы не сбылись. К назначенному времени на Краснопресненскую набережную явились все журналисты.

Фото kremlin.ru

В этом году приняты беспрецедентные по сравнению с прошлым меры безопасности. Президент России в любом случае охраняется на должном высоком уровне, но в рамках организации пресс-конференции безопасность у организаторов была в приоритете. Автомобили ППС и ДПС стояли практически на каждом перекрестке, начиная от станции метро «Улица 1905 года». На входе кроме привычных металлоискателей и сканеров производили и личный ручной досмотр каждого журналиста – ощупывали ноги, руки, спину, живот. Но все относились к этому с пониманием, ведь безопасность – превыше всего.

Еду, напитки – все отнимали при входе. На первом этаже работал буфет, который журналисты практически брали штурмом. Официанты с трудом успевали пополнять столы с холодными закусками.

Фото kremlin.ru

Самое интересное на пресс-конференции первого лица страны – наблюдать за ярко, а порой и просто смешно одетыми людьми, которые не гнушаются любых методов для привлечения к себе внимания. В этом году не было в большом количестве таких образов. 2015 год был богаче на такие персонажи. Тогда Ксения Собчак пришла на пресс-конференцию в костюме с вертикальными черно-белыми полосами. Как ни прыгала и не привлекала к себе внимание Ксения, не удостоилась даже взгляда президента. В этом году журналисты больший акцент сделали на плакаты, сделанные с большой изобретательностью. Корреспондент ямальской телерадиокомпании «Сигма» распечатала скриншот размером в свой рост. Табличка «Вятский квас» Владимира Маматова, который в 2014 году задавал вопрос президенту по импортозамещению, узнаваема и ныне. Моя табличка с надписью «студент» и целинка (фирменная куртка студотрядов – прим. ред.), увы, не принесли удачу – внимание президента и его пресс-секретаря привлечь не удалось.

В очередь перед входом в зал проведения пресс-конференции журналисты начали выстраиваться чуть ли не за 2 часа до начала. Опытные региональные репортеры знают, что чем дольше постоишь в очереди, тем больше вероятность занять лучшие места – перед столом президента. Представители федеральных масс-медиа, особенно так называемый «кремлевский пул», по этому поводу не беспокоятся. Первые два ряда в центральном секторе зарезервированы для них.

Фото kremlin.ru

Автору этих строк удалось пройти в зал одним из первых среди пишущих журналистов, но престижных свободных мест уже было сложно найти. До нас осуществлялся пропуск фотокорреспондентов и операторов, каждый из них позаботился о своем напарнике – бросил на стул либо кожух от аппаратуры, либо блокнот. Занял место в третьем ряду (в 2015 году сидел на втором). Но в последний момент остались свободными часть резервных мест, и мне удалось разместиться на первом ряду правого от президента сектора.

Возвращаясь к вопросу обеспечения безопасности пресс-конференции стоит отметить, что свободное перемещение в зале даже до пресс-конференции было ограничено. Журналистов не пускали на передние два ряда, к столу президента.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков появился ровно за 5 минут до начала. Он призвал собравшихся к уважительному отношению к друг другу: не перебивать, не вскакивать с мест, не кричать. После фанфар и торжественного объявления в зал вошел Владимир Путин. Самый влиятельный человек в мире по версии Forbes прошел на расстоянии вытянутой руки от меня. Чувства, конечно, более сдержаннее, чем в прошлом году, но эмоции все равно зашкаливают. Ведь президента страны вживую удается видеть не каждый день – в лучшем случае раз в год.

Пресс-конференция началась без какого-либо вступительного слова. Далее посыпались вопросы, связанные с экономикой, сельским хозяйством, обороной, демократией, внутренней и внешней политикой. В 13.15, спустя чуть более часа после начала общения президента с прессой, главе государства принесли стакан воды и что-то в кружке. Предполагаю, что чай. Этот момент, наверняка, не попал в телевизионную трансляцию. Тогда же операторы и фотокорреспонденты, расположившиеся в конце зала, встретили бурными аплодисментами замечания Пескова в адрес журналистов, высоко поднимающих свои плакаты – они мешали съемке.

Второй год подряд больше всех вопросов задать удается журналистам, сидящим в левом и центральном секторе. Наибольшая отдаленность правого сектора от президента и пресс-секретаря лишает представителей СМИ этой уникальной возможности. Два года сидел в правом секторе – надо менять дислокацию. Может быть именно это мешает быть мне более успешным.

Несмотря на то, что, начиная с 15 часов Владимир Путин часто посматривал на свои часы, пресс-конференция продлилась до 15.40. Почти за 4 часа общения с журналистами глава государства ответил на более 50 вопросов. Конечно, больший уклон был сделан на внешнеполитическую повестку дня: отношения с Евросоюзом, США, сирийский конфликт. Внутренняя политика интересовала журналистов меньше. Вопрос от Татарстана тоже прозвучал – он касался ситуации с “Татфондбанком”.

Завершилась пресс-конференция не так быстро и неожиданно, как это было в прошлом году: Владимир Путин не встал и ушел, а заранее предупредил и несколько раз пошутил, что пора закругляться. Самым счастливым даже удалось получить автограф. Говоря о шутках – их журналисты особенно ждут каждый год. Многие афоризмы-путинки стали даже мемами в интернете. Нынче тоже было несколько ярких высказываний, например, «Здесь татары – куда мы без татар?»

Журналисты не расходились еще в течение часа. Бурное обсуждение сказанных президентом слов проходило в кулуарах Центра международной торговли, а буфет был уже закрыт – чтобы пишущая братья лишний раз не задерживалась.

К слову, мой заготовленный вопрос президенту касался, конечно же, высшего образования и студенчества: Болонской системы и стипендий.

Павел Вахрушев, Москва

Close
loading...