
Анна, вы разделяете понятия «искусство» и «современное искусство»? Меняется ли оно? И как эти перемены влияют на ваше творчество?
А.Ф.: Безусловно. Искусство для меня другая реальность. И я рада, что способна открывать двери в этот волшебный мир. Если сравнивать искусство и современное искусство, то следует употребить слово «время». Оно очень важно для понятия «искусство». Тип мышления современного человека отличается от мышления людей, которые жили восемнадцатом, и даже девятнадцатом веках. Раньше люди считали ужасными вещи, которые мы считаем сейчас прекрасными, и наоборот. Если вспомнить картину Эдварда Мунка «Крик», современники отзывались об этой работе не самыми лучшими словами, а сейчас для нас – это бесценное художественное произведение.
Современность для человека – это эпоха, в которой он живет, трудится, познает мир. Сегодняшнее современное искусство уже завтра рано утром может стать просто искусством и ему на смену придет другое прекрасное.
Если приводить меня как художника в качестве примера, то, безусловно, современное построение мира на меня сильно влияет. Если раньше я была просто проводником между мирами нереального и реального, то теперь могу сказать смело, что я хранитель ключей этих миров. Я стараюсь заложить в картине смысл, проблему, загадку, чтобы аудитория смогла ее расшифровать. Ведь если человек не будет разбираться в современном мире, то и в современном искусстве он разбираться не способен.
Многие ваши работы не связаны с повседневностью. Это личный выбор стиля или просто модно создавать полотна с сюжетами, которые не каждому понятны?
А.Ф.: Отнюдь. Многие мои картины имеют приземленный характер. Я пишу в разных жанрах: пейзаж, натюрморт – это мой осознанный выбор. Меня никто не может заставить рисовать. Человек приходит на выставку для того чтобы погрузиться в прекрасное.
К слову, какая аудитория приходит посмотреть вашу выставку?
А.Ф.: Большое количество молодых людей сейчас проявляют интерес к искусству. Если лет десять назад приходили на выставку лишь ценители духовного, то сейчас на выставке можно встреть и студентов, и инженеров, и заводских рабочих, и медицинских работников. Но больше, конечно, людей среднего возраста. С возрастом люди понимают, что в жизни им чего-то не хватает, что они не могут ответить на все вопросы и мы, художники, помогаем им. Приходит время (для каждого свое) и человек понимает, что реальность порой бывает обманчива и безлика, и чтобы уйти от будничности они приходят на выставку, чтобы углубиться в волшебный мир художественной культуры.
А что побуждает вас создавать свои полотна и делиться с миром своими мыслями? Что вдохновляет?
А.Ф.: Абсолютно все. Даже случаи из жизни. Однажды я страшно опаздывала на работу, и, выскочив из дома, забыла взять с собой часы. А когда я опаздываю – я потенциальный виртуоз чрезвычайных ситуаций на улице. Я бежала так, что пару раз нечаянно ударила в толпе парочку здоровых мужчин, чуть не прыгнула в открытый канализационный люк, бежала перед водителем автобуса с требованием остановиться, перебегала в неположенном месте, а когда в итоге добралась до работы, оказалось, пришла еще всех раньше. Так появилась картина «Время». Но больше всего вдохновляют люди. У нас в Казани живут удивительные люди со своими историями, байками, смыслами жизни. Просто пообщавшись с ними две минуты, хочется прийти домой, сесть и всю ночь писать-писать.

Но у вас есть большое количество картин по мотивам литературных произведений. Вы вдохновляетесь писателями?
А.Ф.: У меня есть замечательный брат, который пишет, на мой взгляд, гениальные рассказы и повести. У нас с ним творческий тандем. Он создает произведение, а я выступаю в качестве художественного оформителя. Я очень люблю литературу, не отрицаю, что она, будь то библейский сказ или рассказ молодого писателя, может меня вдохновить. У моего брата есть мною любимый рассказ под названием «Разговор у моря». Я не могла обойти стороной диалог ангела и человека. Я чувствую, что создала прекрасное к прекрасному.
Какие картины вы никогда не напишете?
А.Ф.: Никогда не говори никогда (смеется).
У вас есть любимый художник?
А.Ф.: Может, это будет банально звучать, но мой любимый художник Леонардо да Винчи. Это уникальная личность, гений. Для меня большая загадка, как он создал свои творения в такие сложные для Европы времена. Я им восхищаюсь. Ещё люблю импрессионистов, постимпрессионистов. За их гениальную живопись, за их цвет, лёгкость и смелость.
Если перечислять отдельно художников то назову: Симоне Мартини, Морис Дени, Врубель, Клод Моне и ещё многих, так как каждый художник уникален по-своему. У каждого отдельный мир, раскрывающий нам красоту и глубину.
У нас в Казани есть художники, которыми вы восхищаетесь?
А.Ф.: Нет, конечно. Я – лучшая (смеется). Безусловно, есть. Есть авторы, с которыми я дружу, и они входят в мой круг общения. Вот, например, Ирина Антонова. Не боится своих идей. Но мне иногда не нравится, что художники сейчас начинают рисовать только лишь для того чтобы продать работу.
А вы разве не продаете свои работы?
А.Ф.: Они продаются. Но я никогда не пишу на заказ. Мне кажется именно это и оскверняет искусство. Это и есть коммерциализация. Она является злейшим врагом культуры. Мало того, я не знаю своих покупателей. У меня всегда есть посредник – галерея. Но я выставляю напоказ свои картины не для того чтобы продать, а для того чтобы поделиться своим внутренним миром и другой реальностью.
Хорошо, где бы вам хотелось устроить выставку вне Казани?
А.Ф.: Я верю, что в скором времени доберусь до Франции. Это моя заветная мечта – персональная выставка в Париже. Но пока довольствуюсь малым и прекрасным, у нас в Казани много площадок, которые с радостью пойдут мне на встречу.
Часто сталкиваетесь с критикой в свой адрес?
А.Ф.: А как же. Окружающую критику я принимаю. Но она меня не может задеть, она меня не может ранить. Для себя самый яростный критик – это я. Иногда могу себя так наругать, что появляется мотивация больше работать, больше экспериментировать, развиваться.
Алексей Шашин