
Всего в РТ работают 454 эксперта-криминалиста, в казанском ЭКЦ – 127, из них 40% составляют женщины, 60% – мужчины. Основной задачей специалистов является работа на месте происшествия, обнаружение и изъятие улик, исследование следов преступления.
«Все, что вы увидите в кабинетах, может быть причастно к уголовному делу. Поэтому без разрешения ничего не трогать, никуда не заходить», – предупредил заранее Александр Фомин.

И действительно, куда только не заглянули в ходе экскурсии студенты, можно было увидеть какие-то флаконы, листы с записями, диски, системы. Казалось, в этом беспорядке ничего не разобрать, но нет, здесь работают профессионалы и выстроена своя система работы.
«Ни один осмотр, следственное действие, оперативно-розыскное мероприятие не проводится без участия в нем эксперта-криминалиста. Мы охватываем все сферы народного хозяйства. В нашем центре есть химики, физики, инженеры, строители, филологи, компьютерщики», – сказал А.Фомин.
Первый кабинет, который довелось посетить студенческому десанту, – компьютерной экспертизы. Здесь исследуется информация с жестких дисков компьютеров и ноутбуков, игровых плат, мобильных телефонов.
На вопрос корреспондента DragonNews какие экспертизы запоминаются, сотрудники ответили, что самые запоминающиеся дела – это результативные. Когда по крупинке собираешь информацию, долго, кропотливо и в конце приходишь к тому, чему так долго шел.
«Мы изучаем дела различного ранга – от торговцев наркотиками до создания фейковых страниц школьными подругами. Главное запомните, что следы остаются не только от пальцев, но и от информации», – подметил один из экспертов.
Работа электронных экспертов напомнила журналистскую деятельность. Кто, как не журналист, должен знать, что информация оставляет свои следы, и нужно тщательно следить за тем, что ты пишешь.

Далее свою работу показали эксперты, которые проводят лингвистические (вербальное и невербальное наполнения текста, выявление смысловых компонентов в тексте) и автороведческие (установление личности или характеристик человека – пол, возраст, профессия) исследования. Здесь работают филологи.
«Представляете, живя в Татарстане, мы очень долго не могли найти филолога-знатока татарского языка. Только полгода назад удалось сделать это», – сказал А.Фомин.
В кабинете фоноскопии (исследования голоса и речи) нам дали послушать некоторые записи, где люди сообщают о ложных террористических актах или проводят денежные махинации. Основной задачей специалистов является идентификация личности и техническое исследование фонограмм на достоверность.
«Обычно такие звонки совершают психически неуравновешенные, дети, заключенные и люди в состоянии алкогольного опьянения. Экспертиза делается на слух, все склеивается вручную. А не как в фильмах – на кнопку нажал и готово», – подметил эксперт-акустик.
Самое распространенное, что оставляют после себя преступники – отпечатки. Следующей точкой как раз был кабинет автоматизированной дактилоскопической информационной системы «Папилон». Здесь специалисты работают с базой отпечатков. Причем машина дает рекомендательный список схожих отпечатков (примерно сто). И перед экспертом стоит задача найти, как минимум восемь совпадающих точек.

Еще одним значимым местом экскурсии была картотека поддельных денежных билетов и документов. Фальшивомонетчество имеет глобальный характер – деньги изготовляются в одном месте, а распространяться могут по всей России. Это преступление является тяжким, так как подрывает экономику целой страны.
«Нам удалось в 2006 году провести экспертизу для всей России по делу дагестанских фальшивомонетчиков. Доллары, рубли изготавливались на цветных принтерах. Объем уголовного дела преступников составил 142 тома», – рассказала одна из сотрудниц.
Также в Татарстане ежемесячно заводятся 1-2 уголовных дела, связанных с подделкой документов. В большинстве случаев – это поддельные дипломы.
«Если раньше, особенно в СССР, удавалось устроиться на работу с фальшивым дипломом, то сейчас это дело не пройдет», – заверил начальник организационно-методического отдела.
Для справки. По ведомственно-нормативным актам предусматривается 50 видов экспертно-криминалистических исследований для подразделений органов внутренних дел. В Республике Татарстан производят 48. Не проводятся: биологическая экспертиза групповых антигенов – ее заменил анализ ДНК и геммологическая экспертиза – исследование драгоценных камней, т.к. в Татарстане бывает только одна, максимум две таких экспертизы в год.
Алина Редькина