
Все мы знаем трагическую историю японской девушки, безнадежно полюбившей лейтенанта американского флота. На первой своей премьере, которая состоялась в 1904 году в миланском Ла Скала, «Мадам Баттерфляй» с шумом провалилась. Крики, освистывание, обвинения в плагиате – вот что ожидало оперу великого итальянского композитора. Но через три месяца, после внесения небольших изменений, работа Джакомо Пуччини заиграла иными красками. Теперь репертуар ни одного оперного театра мира не в силах отказаться от «Мадам Баттерфляй». Казань не исключение.
Впервые на Шаляпинском фестивале партию главной героини исполнила солистка казанского оперного театра Гульнора Гатина. В своей роли она держалась достойно. Чистый голос, искренняя игра без лишних наполнений – от начала и до конца артистка пронесла всю трагичность истории. Стоит отметить, что это ее четвертая Чио-Чио-Сан. Гульнора пела партию и в Италии, и на родной сцене в Казани.
«Каждый раз переживаешь судьбу Чио по-новому. Не бывает так, что все спектакли ты испытываешь одни и те же эмоции. Ты выступаешь с разными артистами, каждый из которых по-своему воспринимает музыку. Мне кажется, что в этот раз был идеальный состав. И артисты, и оркестр были на одной волне. Я ничего не делаю специально. Все идет изнутри», – призналась Гульнора корреспонденту DragonNews.
Заслуженный артист России, народный артист Татарстана, один из любимцев казанского зрителя Ахмед Агади предстал в этот раз в роли слабовольного лейтенанта Пинкертона. Это уже 20-й фестиваль для солиста Мариинского театра. Его голос как всегда был на высоте, казалось, что рядом с молодой солисткой казанской оперы он звучал ярче и живее, чем в прошлые годы. Тем интересней дождаться Агади в образе Манрико в опере «Трубадур».
Не менее убедительны казались и меццо-сопрано, солистка театра им.Джалиля Зоя Церерина, исполнившая партию служанки Баттерфляй – Сузуки, и баритон Владимир Целебровский из Мариинского театра.

Отдельно нужно отметить декорации и костюмы. Огромные стеклянные витражи, кимоно, бумажные фонарики и плывущие по реке кораблики оригами – они переносят нас в страну восходящего солнца.
И связь настоящего, происходящего в 1900 году, с будущим, когда в 1945 году на Нагасаки, родной город Чио-Чио-Сан, будет сброшена атомная бомба – очень тонко показана в опере. На протяжении всех действий зритель видит терзания уже выросшего сына Баттерфляй. Ведь позже именно он, после того, как отец заберет его в Америку, будет участвовать в бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.
Слезы на глазах женщин и мужчин после последних аккордов – лучший комплимент исполнителям и создателям этой постановки.
Алина Редькина