
Опера “Риголетто” считается самым значительным произведением итальянского композитора, а сам Верди признал “Риголетто” лучшей работой. В основе оперы драма французского писателя и драматурга Виктора Гюго “Король забавляется”, написанная в 1832 году. Главными героями в пьесе были реальный король Франции Франциск I и его шут Трибуле. За разоблачение распутного облика французского двора пьеса подверглась многочисленным нападкам цензуры. Чтобы избежать той же участи Верди переносит место действия в Италию, понижает в ранге главного героя, превращая короля в вымышленного герцога Мантуанского, а шута Трибуле в Риголетто. Опера была написана всего за сорок дней, а премьера имела оглушительный успех, который сопровождает “Риголетто” и сегодня.

Казанскому зрителю была представлена классическая постановка “Риголетто”, режиссером которой стал главный режиссер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Михаил Панджавидзе.
“В Европе в большей степени ставится модерн, но он не имеет ничего общего к Верди, режиссеры взяли верх и каждый ваяет, что ему вздумается, игнорируя полностью замысел композитора и либреттиста. А Джузеппе Верди был очень хорошим режиссером, поэтому те ремарки, которые он выписывал очень ценны и их нужно придерживаться. К сожалению, в Европе это сейчас не так: из ста постановок модерна только одна-две действительно стоящие, и потерять зрителя на одной из неудачных модерн-постановок – это преступление. Люди должны слушать классику, вдохновляться. Музыка все-таки затрагивает сердца, меняет их к лучшему”, – рассказал о европейском опыте Эвез Абдулла.
Эвез Абдулла – солист из Азербайджана, ныне проживающий в Германии, исполнил партию шута, поплатившегося за злой и жестокий нрав, а роль дочери Риголетто Джильды исполнила артистка Большого театра Нина Минасян. Дуэт артистов получился впечатляющим: страстная и экспрессивная манера Эвеза Абдуллы только подчеркивала робость и ангельское смирение Джильды, которое полностью воплотила Нина Минасян. Солистка с первых секунд очаровала зал чистой и чувственной манерой исполнения. Переживание за судьбу главной героини вылилось бесчисленными слезами зрителей и не только.
“Во время выступления я пытался дистанцироваться от происходящего, но после арии Джильды в финале я просто не выдержал. Состав солистов у нас был высочайший, и Нина Минасян стала исполнять арию так, что я сдался. Слезы пошли градом, все-таки я человек, а музыка Верди затрагивает такие струны, что эмоции взяли верх”, – поделился впечатлениями с корреспондентом DragonNews Эвез Абдулла.
Накануне оперы в составе солистов произошли перемены: вместо артиста Мариинского театра Сергея Скороходова, ранее исполнившего на фестивале роль Альфреда Жермона в опере “Травиата”, партию герцога Мантуанского исполнил артист Московского театра «Новая опера» им.Е.Колобова Нурлан Бекмухамбетов. Герцог Мантуанский, развращенный вседозволенностью, не стал главным событием прошедшего вечера, хотя и является одним из главных героев оперы. Роль искусителя осталась уплощенной: поведение героя, который бесчестит девушек, не вызвало осуждения, переживания. Только знаменитая задорная песенка “Сердце красавицы склонно к измене” в финале оперы в исполнении Бекмухамбетова полностью передала нрав непостоянного герцога зрителю.

Опера “Риголетто” вызывает в зрителе сильные эмоции, заставляет сочувствовать и с ужасом следить за происходящим. Можно сказать, постановочный свет наряду с солистами был главным героем. Герцог Монтероне проклинает Риголетто и Герцога Мантуанского: на сцене темно, и как слова проклятия разгневанного отца, сверкают молнии. Проклятие преследует Риголетто и в наиболее трагические моменты свет снова погасает, эхом проносится проклятие Монтероне и удары молний карают несчастного отца.
“Для меня Риголетто совсем не шут, как принято его показывать. Это человек, который был озлоблен, потому что в детстве над ним издевались. Дочь Джильда была для Риголетто кусочком рая, а вокруг царил ад, который в большей степени создавал сам шут. Даже герцога Мантуанского, тирана и извращенца, воспитал сам Риголетто. Манипулируя герцогом, шут мстил и злостно издевался над всеми, оставаясь абсолютно безнаказанным. Но зло, которое причинял Риголетто, вернулось для него самым болезненным образом”, – дал оценку своему герою исполнитель заглавной партии Эвез Абдулла.

В финале оперы безобразный шут, движимый жаждой мести, теряет единственное и горячо любимое существо: вместо ненавидимого герцога Мантуанского погибает дочь Риголетто. Звучит пронзительная прощальная песня Джильды, Риголетто сломлен. Сердце отца разбито, как и сердце каждого зрителя.
Диана Галиева