Апрель 19, 2021

Детский университет VS Взрослый универ

Версия для печати
Преподаватель выходит на сцену

– (соло справа) Ну вот, опять вставать…

– Здравствуйте, дорогие студенты!

– (зал встает) Здрав-ствуй-те!

«Я постараюсь неофициальным, простым языком популярно изложить историю появления краски», – так началась лекция по химии доктора химических наук, профессора Химического института КФУ Германа Будникова. История создания и дальнейшего развития красок, правда, без экспериментов, носила название «Путешествие в мир краски: от пещерных рисунков до облицовки зданий». Именно так и началось знакомство с юными студентами Детского университета.

Напомним, Детский университет Приволжского федерального округа при Казанском федеральном университете создан 30 октября 2011 года и с тех пор успешно продолжает свою деятельность. На сегодняшний день здесь зарегистрировано более 1000 детей в Казани и 700 детей в Елабуге.

Заведующая кафедрой иностранных языков в сфере Международных отношений ИМОИиВ Лия Бушканец в прошедшее воскресенье замещала создателя и руководителя проекта доктора юридических наук, кандидата исторических наук, профессора КФУ Валерия Летяева. Именно его идеей, по словам Лии Ефимовны, было создание детского университета пять лет назад. Свою просветительскую миссию Казанский федеральный университет осуществляет через лекции, в которых основной идеей стало показать, как добываются знания и сам процесс научного поиска.

Проект рассчитан на школьников в возрасте от 8 до 14 лет. Ребята слушают 2 лекции по 30 минут, между которыми пятнадцатиминутный перерыв. Один из ключевых моментов – студентом Детского университета можно стать совершенно бесплатно. Регистрация проходит в течение года. Лекции читают профессоры и доценты КФУ, известные деятели Татарстана.

Пара первая, химическая

Придя в большой концертный зал УНИКСа, где и проходят все занятия по воскресеньям, ощущение такое, будто ты оказался на детском представлении. Все дети пока свободно играют и бегают и, кажется, вот-вот на сцену выйдут актеры и начнется представление. Но нет.

Время только пробило 10.00, и тут же (чего не всегда увидишь на «взрослых» лекциях) начинается занятие. Стоило преподавателю подняться на трибуну, как в зале образовалась тишина. Тут же вспоминаются отличия школы от университета: например, то, что при приветствии каждый школьник встает, оказывая тем самым уважение и почет вышестоящему по статусу человеку. А если и ты случайно оказался среди детей-учеников (как автор материала в данном случае), то и тебе, немного опешив от забывчивости традиционных приемов, придется вставать.

У каждого учащегося Детского университета есть свой, с собственной подписью, студенческий билет, где обозначены специальной отметкой посещения, а на обороте записаны памятки детям и родителям. Так, одним из пунктов обучения является ее добровольность: «Дети имеют право ходить в Детский университет и выбирать темы лекций, которые они будут посещать». В то время как для родителей этот пункт звучит так: «Дети не должны быть принуждаемы к участию в работе Детского университета».

– Рания, а ты чего не слушаешь? Про краски же

– Не интересно, на самом деле, я-то думала, что здесь будут, ну, эксперименты что ли.

Юной студентке всего девять лет. Она совсем как взрослая: и болтает, и не слушает, отвлекается на популяризацию наклеек, переписывается с мамой. При кажущейся недостаточности самодисциплины, заметна осознанность выбора. Если Рание интересна история в любом ее проявлении, факты из прошлого Древней Греции или история своей семьи, то почему бы и не рассматривать наклейки во время химии. Может, она и поймет в будущем, что ей действительно нравится. А пока нужно написать сообщение маме и спросить, есть ли у соседа на телефоне игры.

«Ребятам иногда бывает тяжело. Сегодня была настоящая практически лекция, настолько серьезная, насколько это возможно для этого возраста. Иногда даже родители испытывают больше удовольствия от этих лекций, чем дети. На мой взгляд, это все равно необходимо, потому что необходимо расти и к чему-то тянуться. И пусть они чего-то не поняли, потом они спросят у родителей, или это сыграет где-то в голове на уроках в школе», – с надеждой в будущее образование детей говорит Лия Бушканец.

– Сколько времени?

– 35

– 10?

– Да, 10:35

– Эх, долго еще

– Долго до чего?

– До звонка на перемену

Бывают разные дисциплины, бывают разные студенты. И если у одних (таких как Рания, например, на химии) звонок на перемену означает призыв к скорейшему отдыху, то для других звонок – это знак, что лекция закончилась, а значит можно спокойно подойти к преподавателю и задать личные вопросы по теме. Так вышло и после первой лекции по химии. К лектору все подходили и подходили юные студенты.

Пара вторая, психологическая

Нескончаемый поток вопросов был на следующей паре по психологии. О влиянии, а именно: «Как научиться внушать и оказывать влияние на людей» рассказала Резеда Адбирова. Студентка Института психологии и образования КФУ не оставляет мечты о научных степенях. «Вне зависимости от того, какая аудитория, дети или взрослые, всякое выступление – это волнение. И нельзя сказать, что это плохо. Дети – несколько своеобразная аудитория. Кажется, что они лучше настроены, всегда они ожидают услышать от тебя что-нибудь интересное. И перед тобой стоит достаточно сложная задача – их заинтересовать и понравиться в некоторой степени».

С поставленной задачей Резеда справилась на «ура». Об этом свидетельствуют всегда поднятые руки ребят из зала, вопросы после выступления, и даже кто-то из студентов решил взять у лектора автограф.

Карлсону, например, приходится использовать влияние на Малыша, чтобы получить банку варенья. Все мы помним знаменитый взгляд кота из «Шрека», который не раз спасал свою жизнь и жизнь своих людей. В «Ну, погоди!» заяц влияет на волка, когда всячески пытается обмануть и убежать. Такие интересные примеры и показанный видеоролик с дальнейшим его обсуждением, несомненно, повлияли на успех прошедшей лекции.

Детскость, по словам Лии Бушканец, нужно сохранять и когда ты уже вырос. Однако никто не говорит о полном переносе детской модели поведения во взрослый университет. Все же есть некоторые вещи, которые не кажутся нам интересными, но их нужно знать.

Автор текста и фото Рамиля Галимзянова

 

Close
loading...