Март 28, 2024

Лия Загидуллина: «Слово не воробей, поймают – вылетишь»

Версия для печати
Что значит быть настоящим профессионалом своего дела, какое было  телевидение полвека назад   и как стоит вести себя на экране – рассказала Лия Загидуллина, заслуженная артистка РФ и народная артистка Татарстана в рамках еженедельных мастер-классов в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ.

Выдающийся диктор в прошлом, а сейчас начальник службы национального вещания филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Татарстан» Лия Загидуллина быстро нашла общий язык с молодой аудиторией и с удовольствием отвечала на все вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сначала завизируй, а потом импровизируй» было написано в дикторской Центрального телевидения, вспоминает спикер. Даже если ты в первый раз споткнулся, то на третий ты уже вылетишь. К  дикторам относились очень серьезно. Необходима была четкая дикция, правильное произношение,  безупречная орфоэпия и техника речи.

«Это было совсем другое время, не такое как вы сейчас знаете, другая эпоха и даже другая страна. Были другие морально-этические, нравственные законы», – пояснила Л.Загидуллина.

На вопрос о современных ведущих спикер привела в пример программу «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой. «Она ведет передачу блестяще. Вроде бы она деликатна, но в тоже время напориста, видно, что она говорит меньше, чем знает. Она хорошо готовится, об этом и вам нужно постоянно помнить. Если вы едете на съемку или с кем-то встречаетесь, обязательно посмотрите информацию о нем. Также всегда слушайте, что говорит ваш собеседник, потому что лучше вырвать из контекста собеседника фразу, соединить ее со своим вопросом и дальше вести разговор. Тогда вы окончательно расположите к себе человека», – ответила диктор.

Не остался без внимания и вопрос о телесуфлере. По словам спикера, раньше даже и представить не могли о существовании суфлера, все старались учить наизусть. В дикторской на Центральном телевидении, вспоминает спикер, висел плакат с фразой: «Слово не воробей, поймают – вылетишь».

Ведущая мастер-класса  периодически обращалась с вопросами непосредственно к самой аудитории и тем самым превращала творческую встречу в учебную.

Один из вопросов к слушателям был про значение слова «импровизация». Студенты активно отвечали и обсуждали со спикером  поставленный вопрос. Импровизацию всегда нужно готовить, посоветовал Лия Загидуллина. Если у тебя уже есть готовый фундамент, тема, о которой вы будете говорить, но вдруг собеседник повернул в другую сторону, ты всегда своей импровизацией украсишь беседу и направишь ее в то русло, которое нужно тебе.

Аудиторию очень интересовало,  какие качества мешают журналисту в процессе работы, на что Лия Михайловна ответила, что существует отрицательное обаяние, которое не зависит от человека. Человек может улыбаться, правильно говорить, стараться, но глаза не скроют его истинную сущность. Также, по ее мнению,  в журналистике не должно существовать  понятия «я». Гостья подчеркнула, что на работе и в ее процессе она использует местоимение «мы», потому что даже когда она готовит фильм, который придумала и вложила много сил, то над ним, помимо нее, работает целая команд.

«Журналист должен быть уверен в себе, но не самоуверен. Он должен любить себя, но не выставлять себя на первый план», – наставляла заслуженная артистка РФ.

При работе нужно быть немного авантюристом. Если необходимо, то можно и немного схитрить, но делать это нужно деликатно.  Также  журналист должен быть опрятен и следить за своим поведением. «У репортера все должно быть красиво», – подчеркнула спикер.

Лия Загидуллина обратила внимание аудитории и на то, что не многим ведущим удается попасть в прямой эфир, и они просто не понимают какого это и относятся к нему без должного уважения.

«Эфир – это ревнивый любовник. Он обязательно отомстит, если ты к нему несерьезно отнесся», – смеясь, прокомментировала она.

Также слушателей  интересовало, как можно побороть волнение,  возникающее перед выходом в эфир или записью программы. По мнению Лии Загидуллиной, творческое волнение не надо подавлять. Если его нет, то человек скучный, без всяких страстей. Когда ты выходишь в эфир и говоришь первые строчки, то  сразу успокаиваешься, заверила она. Все настоящие артисты испытывают творческое волнение. «Это необъяснимое чувство. Я иногда очень сожалею, что нет прямого эфира, это особый драйв», – отметила она.

«Если вы хотите стать настоящими журналистами, то книга Станиславского «Работа актера над собой» должна стать вашей настольной книгой, особенно у телевизионщиков и радийщиков. Необходимо терпеливо заниматься техникой речи каждый день. Также можете завести себе записную книжку и записывать синонимы и антонимы, это будет расширять ваш кругозор. Когда вы будете писать, у вас уже будет большой арсенал», – поделилась  советами со студентами  Лия Загидуллина.

Екатерина Поверенова

 

Close
loading...