
Пятый сезон показов посвящен постсоветскому пространству. Организаторы объясняют выбор тем, что идеей этого сезона является показ фильмов о странах бывшего СССР. Данная лента о жизни в украинском городе Мариуполь, гражданской войне, конфликте между бывшими союзниками Россией и Украиной.
«Сладкую ягоду ели вместе, горькую ягоду ем одна», – дважды звучит песня в фильме. Намек на общее советское прошлое, воспоминание о чем-то добром и светлом. Как резко эту картину сменяет другая: девочка-подросток в слезах кричит, отстаивая сторону то ли красных маков (украинская символика – прим. ред.), то ли людей с георгиевскими лентами. И все это 9 мая. К слову, уже сейчас на Украине рассматривается предложение об отмене праздника Дня Победы 9 мая. День памяти и примирения 8 мая – так празднуют этот день страны ЕС, так планирует и Украина.
В одном из интервью с режиссером фильма журналистка спросила: «Есть мнение, что снимать фильм об Украине сейчас несколько конъюнктурно. Вас не обвиняют в том, что вы следуете моде?». На что режиссер ответил, что это глупо.
Модно ли сегодня снимать об украинском конфликте? Можно ли без особых чувств сожаления говорить и рассуждать о войне, развернувшейся между братскими народами?
Персонажи в фильме – обычные жители города: сапожник, рыбак, девушка-телерепортер и другие. Во время съемок в городе шли бомбежки, но эти люди продолжали делать свою работу. Показать мир во время войны – вот основная идея.
На протяжении фильма рыбаку выносят приговор за незаконное использование рыболовной сети, театральный коллектив готовит выступление на 9 мая, а девушка-журналист выходит замуж. Картины мирной жизни сменяются сценами взрывов, разрушенных зданий и подорванных машин. Но жизнь идет своим чередом.
Кинолента после просмотра оставила много вопросов. Не было четких линий. Это словно обрезки двух миров но, к сожалению, это один город. Здесь нет категоричного разбора: кто прав и кто виноват. Фильм не отвечает на вопросы что такое хорошо и что такое плохо. Но он показывает срез жизни именно такой, какая она есть в городе Мариуполь.
«Мне очень легко было бы сказать, кто виновен, но это уже написано, сказано и пересказано. Это уже форма идеологии. Это или оппозиция, или обвинение… Вся диалектика обвинения или нахождения виновных — это диалог, в который я не хочу вступать. Потому что ничего в Мариуполе, на Земле не меняется на политическом уровне. То есть, грубо говоря, у сапожника жизнь не улучшится. Есть силы, против которых я очень четко высказываюсь — против национализма, против идеологии, против религиозного дискурса, против войны, в целом. Эти моменты я очень четко обозначил», – признался режиссер в интервью журналу «Сеанс».
Дать поразмышлять зрителю, оставить ему право собственного вывода – финальное многоточие картины.
Дарья Черницына