Август 4, 2020

«Царевну-Лебедь» привезли в Казань

Версия для печати
В центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Гений века». Впервые шедевры Третьяковской галереи покинули стены музея, чтобы предстать перед зрителями в Казани. Из Москвы привезли 53 живописных и 8 скульптурных работ, еще 20 картин представил Музей изобразительных искусств РТ.

Genius с английского языка переводится как дух времени и века. Гений века – это рассказ о поисках и создании идеалов в одной из блистательных эпох русского искусства – первого десятилетия ХХ столетия. Это эпоха экспериментов, когда реализм исчерпал себя и художники стали искать новые формы самовыражения. Создавались новые течения, как «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др. Эти художники искали правду жизни не в полном срисовывании окружающей действительности, а в эмоциях, которые они вкладывали в передаче в своих картинах духа времени.

 

Фото: Салават Юсупов

Первое, что видит посетитель выставки – панно М.Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля». В нем сочетаются готические заостренные шпили, барочные складки и модерн. Неспроста экспозицию открывает именно творение Врубеля. Он по праву признан родоначальником живописи ХХ века и русского символизма. Его мистические настроения перенимают художники последующих художественных групп: «Голубая роза» и приверженцы более смелых взглядов «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Может быть, гений века – это и есть Врубель, который предвосхитил все дальнейшее творчество художников начала ХХ столетия.

Жемчужиной выставки стала «Царевна-Лебедь», которая не покидала стен третьяковки уже около 30 лет. Врубель работал над эскизами костюмов для оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», где солирующую партию Царевны-Лебедь исполняла его жена Надежда Забела-Врубель. Она-то и стала источником для этой знаменитой картины, знакомой всем еще с учебника  «Родная речь». На этой картине художник изобразил двойственность этого образа: с одной стороны она олицетворяет темную, холодную стихию, а с другой воздушную, небесную. Снизу узор ее белой накидки становится размытым и превращается в перья. Совсем скоро царевна станет лебедем, а пока мы можем только догадываться, что она видела и куда уплывет.

Фото: Салават Юсупов

Каждый отдельный зал связывает художников, которые творили в одном направлении. Всего в экспозиции пять разделов: «Символизм», «Русский импрессионизм», «Московский сезаннизм и группа «Бубновый валет», «Неопримитивизм», «После революции. Мастера и новое время». Так каждый посетитель совершает путешествие от символизма до первых послереволюционных работ.

Стены каждого зала окрашены в цвета, которые дополняют картины. Специально для выставки убрали окна, демонтировали люстры и установили профессиональное освещение. Благодаря этому можно детально рассмотреть картину, даже если она находится под стеклом, но, кажется, не все посетители выставки оценили этот прием — не раз одна из посетительниц казанского «Эрмитажа» подходила к смотрительницам зала и жаловалась на свет. И вправду, свет оказался настолько ярким и точечным, что вблизи мазки отсвечивают и приходится отходить подальше, чтобы блики не мешали просмотру.

Фото: Салават Юсупов

Еще одной особенностью выставки стали разные работы, которые изначально создавались художниками как парные, но судьба их разделила, и раньше они выставлялись отдельно. Например, впервые за многие годы встретились картины Михаила Ларионова «Провинциальный франт», который принадлежит Третьяковской галереи, и «Провинциальная франтиха», хранящаяся в казанском музее. К таким же соединившимся вновь картинам относятся работы из еврейского цикла Натальи Гоначаровой «Еврейская лавочка» (Третьяковка) и «Шабат» (ГМИИ РТ).

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на официальной открытии рассказала журналистам: «Мы хотели бы, чтобы эта выставка вывела музейный мир Татарстана на другой уровень, и то, что делается и хранится в музеях, оказалось в фокусе общественного и публичного внимания».

Фото: Салават Юсупов

Эта выставка станет шагом на пути к открытию филиала Третьяковской галереи в Казани. А пока каждый желающий может посмотреть на знаменитую «Царевну-Лебедь», на уникальное воссоединение парных работ и совершить путешествие по самому яркому периоду русского изобразительного искусства еще до 27 сентября.

Алиса Юнусова

Close
loading...