
Между двумя работами Сольдини большой промежуток времени – первая вышла в далеком 2000-м, вторая была представлена в прошлом году. Но в обеих картинах итальянского режиссера зритель может проследить одну важную тематическую направленность. Речь идет о свободе в самовыражении человека. И каждый из героев, как романтического художественного фильма, так и жизненного, то есть документального выбирает свой способ.
Главная героиня романтической мелодрамы «Хлеб и тюльпаны» – среднестатистическая домохозяйка, хранительница очага Розальба. Жизнь ее уже много лет идет своим чередом. Даже нестандартные желания сына изменить цвет волос и взбалмошное поведение мужа не выводят за рамки патологически спокойную и тихую семейную жизнь. Казалось бы, Розальба и не думает о том, чтобы уйти от серых будней, за исключением стремления привнести в них чуточку красок, например, в виде забавного разноцветного брелока или оконной сетки для машины с изображением канарейки Твити из «Луни Тьюнс». Но сама судьба «разводит» женщину с семьей, и та неожиданным для себя образом оказывается в городе своей мечты – в Венеции.
Дальше действия разворачиваются стремительно, и «самый романтичный в мире город» полностью поглощает Розальбу. Здесь она находит верных друзей, устраивается на сразу ставшей любимой работу, открывает для себя новый мир и понимает, что в жизни все устроено не так сложно. Главное – заниматься вещами, к которым действительно предрасположен и с которыми каждый день кажется особенным.
Главная героиня нежится в свободной от обязанностей жены и матери жизни, в которую лишь изредка врываются воспоминания о семье виде сновидений, которые с каждым разом кажутся все более фантастичными. Так называемый «отпуск» длится до того момента, пока реальность на самом деле не настигает Розальбу. Внезапная встреча со старой знакомой возвращает женщину на землю, и через пару дней она снова превращается в скромную домохозяйку.
«Мне кажется, ваш муж не проник в глубины вашей души», – говорит Розальбе Фернандо – ее новый друг и по совместительству хозяин квартиры, в которой во время «отпуска» жила женщина. В «Хлебе и тюльпанах» сама Венеция раскрывает зрителям эти глубины: главная героиня, оказывается, замечательно играет на аккордеоне, не только имеет диплом садовода, но и страсть к работе с цветами непосредственно, ко всему прочему любит танцевать и хорошо поесть. Завтрак, который каждое утро ждал Розальбу в квартире Фернандо, обязательно включал в себя большой кусок хлеба, к которому можно было применить всякого рода сладости и начинки. Да и разнообразных цветов тюльпаны, ставшие символом любви между двумя героями, предрекают счастливую жизнь для Розальбы в месте, где она сумела выразить себя миру.
В пятнадцатом по счету документальном фильме Сольдини под названием «Река всегда права» повествуется о двух необычных людях. Их особенность состоит в том, что эти люди – «печатники», продолжатели дела «духовного отца Иоганна Гуттенберга». Альберто Казираги и Джозеф Вайсс – владельцы своих типографий в небольшом швейцарском городе на юге кантона Тичино.
Автор биографической картины поочередно показывает обычный рабочий день двух «художников». Альберто и Джозеф, двух разных по мировоззрению людей с разными подходами к книгопечатанию, объединяет преданность самой идее творить таким образом, создавать «поэзию ремесла». Они не консерваторы, не ярые приверженцы ручной работы. Герои фильма просто ценители прекрасного, которые считают не количество, а качество главным критерием оценки любой вещи.
Альберто Казираги в течение дня, пока он работает над созданием брошюр, небольших книжек, зарисовок, любит вести продолжительные беседы с помощниками, с заказчиками, со своим домашним животным – со всем живым. «Мир без цвета не существует», – не раз говорит мужчина. Поэтому «художника» окружает множество «цветов»: всевозможные сувениры и подарки, картины и фотографии, реликвии и книги. Много книг, которые собраны в отдельной комнате и которые составляют библиотеку более чем в 9 тысяч материалов. Не только убранство мастерской Казираги, но и его внешний вид выдают в нем человека искусства, талантливого и неординарного.
Второй герой картины Джозеф Вайсс на первый взгляд более спокойный и размеренный человек. Говорит он мало и по делу, в работе требователен к себе и щепетилен в деталях. Его «лаборатория» похожа на полуподвальный цех, где мало света, но всегда играет классическая музыка. Лишь присмотревшись, зрители смогут увидеть огонек в глазах «печатника», проникнуться его творчеством.
«Художнику жизненно важно делиться с людьми тем, что он делает», – провозглашает помощник Альберто, и тот с ним соглашается. Казираги и Вайсс художники не в прямом смысле этого слова, но они творцы настоящего искусства. Первый – любитель афоризмов и притч (одна из них дала название фильму), другой – страстный поклонник книжных реликвий. Их интересы тождественны их ремеслу, что является их личным способом самовыражения.
Виктория Захарова