Март 28, 2023

“Все деньги мира”: как ABBA ошиблись насчет мира богатых мужчин

Версия для печати
Новый фильм Риддли Скотта «Все деньги мира» весь о скандалах и деньгах. И если реальный исторический фон ленты мог кому-то показаться недостаточно скандальным сам по себе, Кевин Спейси самоотверженно сделал свой вклад в рекламную кампанию картины, оказавшись втянутым в волну сексуальных скандалов. А потом еще больше шумихи навели Марк Уолберг и Мишель Уильямс – что примечательно, шумихи вокруг денег. Так что на самом деле фильм о скандалах, деньгах и проклятии семьи Гетти, которое не обошло даже картину с их упоминанием.

Серьезно, несчастья преследовали семейство Гетти еще до известного похищения Жана Пола III, и хотя Скотт и решается приукрасить реальные события в угоду драматизма (о чем без стеснения сообщает в конце картины), невзгоды семьи Гетти не заканчиваются в 1970-х.

Итак, «Все деньги мира» предлагают нам познакомиться с Жаном Пол Гетти (Кристофер Пламмер), когда-то самым богатым человеком на Земле, и его семьей. Неизвестно, куда конкретно в картине делись остальные дети и 13 внуков, но зрителю с удовольствием представят его невестку Гейл Харрис (с начала года Мишель Уильямс появляется на российских экранах исключительно в исторических картинах – в январе мы все ходили смотреть как она поет в «Величайшем шоумене»), сына Пола II (Эндрю Бакан) и любимого внука Пола III (Чарли Пламмер (нет, они не родственники)).

Казалось бы, на склоне лет людям положено закармливать пирожками внуков да смотреть мыльные оперы по телевизору, но Пол уже давным-давно расставил свои приоритеты: нефть вперед, семья по надобности. Так Гетти-младшие бы и жили, кто где и кое как, не зная богатого предка и не получая от него никакого финансирования, если бы Пол II с женой не решились попросить работу у старика Гетти. Ответа они, конечно, не ждали, но Пол на то и человек-загадка, чтобы дать сыну, ничего не смыслящему в нефти, возглавить европейский отдел его корпорации.

И что могло пойти не так? Как ни странно, Пол II не уничтожил наследие Гетти, но к моменту похищения Пол III оказался изнеженным подростком из неполной семьи, «с подростковыми проблемами», как отозвалась о нем Гейл. И как любой проблемный подросток, Пол III частенько проводит время на ночных улицах, где его и ловят итальянские мафиози.

Пол-младший собственно и является рассказчиком картины, но не ее смысловым центром. Это место делят между собой старик Гетти и его деньги – впрочем, нельзя ошибиться, называя их одним персонажем, уж настолько старик связан со своим богатством, что в одном из его особняков обязан быть бассейн из золотых монет. Поступки и денежные операции Гетти-старшего определяют события фильма, а его философия влияет на каждого персонажа. С финансов Гетти начинается развал семьи Гейл и похищение Пола III, с его отказа платить – понижение суммы выкупа, а также совместная работа Гейл и Флетчера Чейса (Марк Уолберг), его же денежные операции разрешают конфликт, а все предметы искусства, что он рьяно скупал на протяжении жизни, становятся поводом основать существующий на самом деле музей Гетти в Лос-Анджелесе (обязателен к посещению всем, кто планирует ехать в Штаты – вход навсегда останется бесплатным по завещанию основателя).

Если со смысловым центром ленты все сложно, то выделить две противоборствующие стороны конфликта зрителю не составит труда – Гейл борется за возвращение сына, а старик Гетти ей в этом мешает. Похитители? Нет, конечно, что за чушь. Похитители Пола III, типичные исполнители в мафиозной семье где-то в провинции Италии, определенно являются интересными персонажами (точнее, персонажем – Полтинник в исполнении французского актера Ромена Дюриса обязан запасть в душу всем, у кого она есть), поднимают проблему семьи и даже немного играют на контрасте с семьей Гетти, но главным антагонистом уж никак не являются. По крайней мере не для основного сюжетного плана и не до кульминации.

Во «Всех деньгах мира» определенно отсутствует типичная композиция и схема развития сюжета, что помогает подчеркнуть реальность исторических событий, будь то отрезанное ухо или пять месяцев торгов вокруг жизни Пола-младшего. Но картина также переносит на экран и размеренность этих пяти месяцев, из-за чего большую часть двухчасового сеанса Гейл и Флетчер разговаривают, ищут деньги и общаются с коммунистами, на стене у которых никто иной, как Ленин – в общем, фильм скорее психологический триллер, а не экшн.

Тем не менее, пусть на выходе из зала мало у кого выйдет точно восстановить последовательность событий, многие наверняка смогут дословно вспомнить отдельные сцены и диалоги персонажей. Некоторые полезут в Сеть читать про реального старика Пола, и уж точно все задумаются о том, что деньги могут сделать с человеком. В общем, семейство Гетти обязательно заставит зрителя прийти к своим собственным моральным заключениям.

Камилла Закирова

Close
loading...