Сентябрь 29, 2023

«А у вас тут что, дети умирают?», или Основные правила социальной журналистики

Версия для печати
Должен ли журналист ловить хайп на теме больных детей? Кто такие дураки от журналистики? Уместно ли ставить знак равенства между понятиями благотворительность и пиар? Эти и другие вопросы, в том числе касательно социальной журналистики, обсуждали в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникации КФУ.

25 сентября  основатель первого Детского хосписа в России, протоиерей Александр Ткаченко и муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин  приняли участие во  встрече-дискуссии, посвященной теме благотворительности и роли журналистов в развитии благотворительных фондов.

Фото: Максим Зарецкий

Камиль хазрат начал с рассказа о благотворительном фонде «Закят», благодаря поддержке которого более 40 детей в прошлом году смогли получить необходимую хирургическую помощь. Фонд помогает  самым незащищенным слоям общества – многодетным, малоимущим семьям, попавшим в трудную  жизненную ситуацию; сиротам и одиноким  пожилым людям.

Протоиерей Александр Ткаченко, посвятивший жизнь помощи больным детям, рассказал о своем опыте работы с журналистами. Больше всего его коробят корреспонденты, которые приходят писать материалы о неизлечимо больных детях, при этом совсем не готовясь к интервью, с единственным вопросом: «А у вас тут что, дети умирают?». Таких журналистов он абсолютно спокойно называет «дураками» и «дурами» и просто разворачивает их из хосписа. Рекомендация таким журналистам одна – если вы пришли к людям, нуждающимся в помощи, ради статьи «для галочки», то вам однозначно не сюда.

Как точно подметил Камиль хазрат: «В погоне за хайпом человек может навредить «герою своего романа».

Отец Александр же вспомнил еще один негативный термин касательно заявленной темы: «токсичная благотворительность». Это когда в медиа и соцсетях освещается история больного ребенка, демонстрируют его фотографию, дают персональную информацию, вплоть до фамилии и диагноза, но помощь не приходит, а человек потом страдает от ненужной узнаваемости.
Во избежание подобных негативных последствий сотрудниками Санкт-Петербургского детского хосписа ведется постоянная работа с журналистами.

«Мы помогаем журналистам войти в жизнь своего собеседника, чтобы он стал другом для него; другом, который будет уважать его личное пространство и  не напишет такую статью, от которой потом человеку будет крайне неудобно возвращаться в школу, продолжать жить в обществе», – объяснил отец Александр.

И тут главное правило, по его мнению: «Журналисту нужно уходить от показных эмоций».

Фото: Максим Зарецкий

Приглашенный гость, журналист МИА «Россия сегодня» (Москва) Радик Амиров соглашается с вышесказанным и дополняет:

«Не должно быть жалости! Самое поганое в текстах о детях, имеющих инвалидность или врожденную болезнь, – это жалость. Не надо «уси-пуси», надо общаться с детьми на равных. Если ребенок сидит в коляске – нужно присесть на колено, чтобы глаза были на равных. К сожалению, наши коллеги не знают элементарных правил».

На самом деле правила общения с тяжелобольными пациентами или жителями хосписа не так сложны, но крайне важны:

  1. Учитывайте возраст ребенка, особенности психологического состояния его и его родителей;
  2. Не причиняйте душевную боль, не заставляйте вспоминать о боли физической;
  3. Никогда не давайте обещания, выполнения которых вы не может гарантировать;
  4. Никогда не манипулируйте детьми и не занимайтесь инсценировками, нужными для эффектной картинки;
  5. Будьте готовы не просто узнать, но выслушать и поддержать;
  6. Помните, что ваш материал будет прочитан героями. Ваши заключения и обобщения не должны травмировать, способствовать их дискриминации. Ответственность за неблагоприятные последствия интервью целиком ложится на журналиста;
  7. Материал должен быть грамотным, точным и беспристрастным. Не будьте равнодушны, но и не демонстрируйте эмоции в сюжете. Оценочных фраз не должно;
  8. Не пишите в завершении материала мораль или откровенные призывы к фандрайзингу.

Писать на тему благотворительности сложно, однако многие журналисты, пропустив через себя историю другого человека, после стараются ему помочь и сами становятся участниками благотворительных акций. Так, в прошлом году журналисты агентства РИА  «Новости» устроили в детском хосписе яркий праздник  «Урок мира».

«Эти журналисты пришли не просто для интервью, а как люди, которые, написав интервью, прожив жизнь героев своего интервью, захотели ему помочь. Это очень важный аспект в  работе социальных  журналистов: они становятся участниками благотворительного процесса не только на острие пера, но и личным творчеством меняют жизнь к лучшему», – рассказывает протоиерей Александр Ткаченко.

Завершился разговор обсуждением самой мотивации, приводящей людей к благотворительности. Камиль хазрат напомнил об искренности порыва помогать людям и предостерег цитатой из фильма «Адвокат дьявола»: «Тщеславие – мой любимый грех», а Александр Ткаченко дополнил, что некоторые приходят «откупиться»  или «воздвигнуть себе памятник нерукотворный». Главной мотивацией, по мнению муфтия Татарстана, должна быть награда от Всевышнего.

Мадина Салимова

Close
loading...