
Как ты оказалась в Германии?
– Я закончила КФУ по профессии «Учитель немецкого и английского языков». Хотелось подтянуть свой немецкий, поэтому решила уехать в Германию по программе Au-Pair. Это программа подразумевает работу гувернанткой или домработницей в немецкой семье.
То есть для немцев это нормальная практика, когда у них дома живет посторонний человек? Часто ли пользуются этой программой?
– Для них это палочка-выручалочка, потому что родители работают, а детей до 13 лет оставлять одних дома нельзя по закону.
В чем состояли твои обязанности в работе по дому? Попробуй описать свой день.
– Утро начиналось в 7 часов, спускалась вниз – я жила на самом верху, в комнатке-чердаке. Девочки (7 и 10 лет) просыпались, я готовила им завтрак, ну как готовила… просто посыпала им мюсли и заливала это молоком. Пока они ели, я готовила для них бутербродики для школы. Родители к 8 уже просыпались, брали кофе и уходили вместе с девочками. Все, я оставалась одна. Вся домашняя работа занимала час максимум: заправить постели, постирать что-то, пропылесосить. В полпервого возвращались девочки из школы, обедали рисом и сосисками. В 5 вечера приходил папа, он готовил ужин, который заканчивался к 19-ти, и в 21 мы уходили спать.
Понравилось ли жить в семье?
– Я жила в трех семьях. И везде было жить очень тяжело. Ты вроде с ними живешь, но, в то же время, ты не член их семьи, чужой человек. И когда ты делаешь что-то больше, чем простые обязанности, просто потому что тебе не сложно, они этого не одобряют и думают, что ты потребуешь с них доплаты. Разные менталитеты – это всегда трудно.
Чем питаются семьи в Германии?
– Считаю, что в Германии нет культуры питания. Когда я жила со швабами (немцы, говорящие на особом швабском диалекте и проживающее на юге Германии) в Баден-Вюртемберг, мы почти через день ели маульташен – это похоже на наши пельмени, но начинка из шпината или картошки. Они их жарили или варили, как в супе – и эти маулташен мне сильно надоедали. А немцы любят постоянство во всем, вот и едят свои привычные сосиски и пельмени. Пробовала угощать их нашей татарской кухней – приготовила кыстыбый. Папа съел, остальные даже не прикоснулись.
Нашу русскую семью невозможно представить без бабушек-дедушек, а немцы часто проводят время со старшим поколением?
– Нет, к бабушкам-дедушкам они очень редко приезжают, и то по «тЕрминам»- то есть по заранее назначенным встречам. У бабушки и дедушки своя жизнь, они не обязаны смотреть за внуком, ведь это не их ребенок. Если родители хотят устроить встречу, они звонят и спрашивают, когда у них есть свободное время. Такого времени может быть не больше, чем 2 раза год.
Чем ты занималась во второй год жизни в Германии?
– Я участвовала уже в другой программе, это так называемый социальный год. Он предназначен для школьников и молодежи до 25 лет, которые закончили обучение, но еще не определились со своей профессией. Государство дает тебе год для социальной помощи в разных сферах: медицина, культура, образование. Я была ассистентом в школе.
Какова система школьного образования в Германии? Чем отличается от русской?
– Система образования очень обширная и очень интересная. От русской отличается, во-первых, тем, что учатся там 13 классов. Обучение начинают с 5 лет. После 4 класса дети и родители должны сделать выбор о будущем ребенка. С 5 класса начинается разделение детей по уму, по планам на будущее и по его мотивированности. Если ребенок хочет потом получить высшее образование, то ему нужно поступать в гимназию. Если нет, то остается на выбор Realschule (среднее) и Hauptschule (совсем простое).
Немецкие учителя, какие они?
– Задача учителя в Германии – дать свой предмет, но ни в коем случае не воспитывать человека. Преподаватель старается дать свой предмет и уйти. Если у ребенка есть какие-то отклонения в поведении, они не пытаются с этим как-то справиться. За нарушение правил сразу же отправляется письмо родителям с замечанием. Ваш ребенок – воспитывайте сами, или решайте проблему со специалистом – такова позиция в школе.
Германия – страна свободы выбора, и это везде, и в школе в том числе. Учителя старались выражать себя, начиная с внешнего вида: пирсинг, татуировки, яркие волосы, некоторые приходили с короной на голове. В этом они проявляют свою сущность и показывают детям, что ты имеешь право быть таким, каким ты хочешь.
Захотела ли бы ты воспитывать своих детей в этой стране?
– Нет, я бы не хотела, потому что воспитание детей в Германии отличается от нашего. Они живут не по понятиям «мама», «папа», «брат», а по законам. Например, детей с садика обучают, что нужно ябедничать. Нужно быть законопослушным, если мама тебя ругает или шлепнет, ты должен сообщить об этом по горячей линии. Это убивает авторитет мамы в семье. Есть ты, как отдельная личность, есть он, как отдельная личность, и все мы никому ничего не должны. Нужна помощь – обращайся к государству, государство поможет, оно твой друг! Но ни в коем случае не беги с проблемами к папе-маме, кто они тебе? Они не обязаны помогать, у них свои заботы.
Ну и опять же свобода выбора приводит к тому, что тяжело ограничить ребенка от этой вседозволенности, трудно объяснить, что «это ненормально, когда мужчины целуются на улице». Это конечно мое мнение, но я бы хотела вырастить настоящего мужчину и настоящую девушку. Своих детей хотелось бы уберечь от излишней свободы немецкого общества.
Что удивило тебя больше всего в немцах?
– Открытие для меня стала их «простота». Они считают, что нормально не сдерживать естественных порывов организма (я просто не знаю, как это даже описать цензурно) за столом, или говорить учителю «я пойду пописать». «Мы же одинаковые, физиология это нормально», – скажут немцы. Да, может это и нормально, но должны быть все равно рамки этики!
Значит, ты была рада вернуться домой?
– Я была очень рада. Первый год я терпела, второй мне понравился, но сейчас я счастлива, что дома.
Записала Мадина Салимова