
Почему люди играют в компьютерные хорроры и смотрят фильмы из жанра триллеров? Они хотят получить выброс гормонов, испытать эмоции, недостижимые в реальной жизни. Никто в здравом уме не согласится вступить в смертельную схватку с зомби или сыграть в русскую рулетку. Другое дело – посмотреть на это со стороны. Как говорится, тут получаешь сразу и хлеба, и зрелищ, и невредим остаешься.
Но запросы аудитории растут, и исполнять ее прихоти становится все сложнее. Когда-то зрителей можно было впечатлить костюмами инопланетных монстров или отрубленными конечностями, измазанными в искусственной крови. Сегодня люди больше хотят эмоций. Да, конечности, безусловно, должны быть отрублены, но у брутального мужчины, потерявшего всю семью во время зомби-апокалипсиса, и нашедшего выжившую маленькую девочку, о которой ему необходимо заботиться. И кровь должна выглядеть естественно, иначе – в утиль. Примером неплохого эмоционального триллера можно назвать фильм «Тихое место», авторы которого вообще уделили минимум экранного времени монстрам, и все равно заставили зрителей проникнуться историей, прослезиться, испугаться и начать ждать продолжения.
Создатели фильма «Клаустрофобы» тоже решили сделать ставку на выжимку эмоций. В фокусе объектива камеры Марка Спайсера – 6 человек, собравшихся в квест-комнате ради получения 10 тысяч долларов. Несмотря на то, что нормальный человек сразу почуял бы запах бесплатного сыра из всем известного места, эти шестеро решили, что деньги дороже уговора и с головой окунулись в игру.
Игра подразумевает сражение не на жизнь, а на смерть. С самого первого этапа квеста участников поджидают угрозы жизни: невыносимый жар и пламя, лютый мороз и хрупкий лед на озере, отравленный ядом воздух или исчезающий пол. Но режиссер Адам Робител вместе со сценаристом Брэги Ф.Шутом допустили фатальную ошибку при создании «Клаустрофобов»: они не раскрыли персонажей.
Зрители не могут сочувствовать умирающему на экране герою, если ничего о нем не знают. Да, группку людей заставили действовать строго по неоглашенным нигде правилам, но кто они для нас? Например, Бен в исполнении Логана Миллера работает расклейщиком ценников. В начале фильма он просит у начальника повышения, чтобы съехать от матери, но не получает его. Более того, в первые минуты «Клаустрофобов» показывают сцену из финальной части картины, благодаря которой становится понятно, что Бен переживет большинство своих единомышленников. Хороший спойлер, Адам Робител.
Перед зрителями возникает немой вопрос: почему эти люди собрались вместе, почему они хотят пройти квест? Денег не хватает только Бену – в противовес ему в испытании участвует супермиллионер Джейсон в исполнении Джея Эллиса. Наверное, ему хочется острых ощущений. А для чего тогда в смертельную схватку ввязалась ветеран войны Аманда, которую играет Дебора Энн Уолл? Про нее зритель вообще ничего не узнает до самого конца фильма. Девушку по имени Зоуи, героиню актрисы Тейлор Расселл, «попробовать сделать то, что никогда не делала» вообще отправляет преподаватель.
Но, в противовес этим непонятным героям, создатели действительно потрудились над авторами киношной квест-комнаты. На протяжении картины они подкидывают все больше и больше деталей, связанных с личной жизнью персонажей. Собственно, весь квест получается пройти только с помощью флешбеков героев. И в конце зрителям объясняют, во имя чего и кем создавалась современная пыточная. Но можно ли поверить в то, какую версию предлагают авторы фильма?..
Фильм ужасов об игре на выживание не стал лидером проката, и стремительно отправляется на низшие ступеньки кассовых сборов. Он не стал фильмом-событием, несмотря на то, что у него была хорошая задумка: действуй по правилам или умри. Более того, видно, что в создании квест-комнаты в «Клаустрофобах» принимали участие специалисты – сценарий прохождения прописан достаточно хорошо, отсутствуют очевидные решения. Героям действительно приходится напрягать мозг, чтобы пройти испытания.
К сожалению, интерес зрителя, благодаря нераскрытым и немотивированным персонажам, благодаря таинственным авторам квеста, которые не подогрели интерес к задумке, а задушили его, смещается с одушевленного на неодушевленное: на квест-комнату. Моментами действительно хочется залезть и самостоятельно изучить квест, попытаться найти ключ и открыть дверь на следующий уровень, выкинув оттуда медленно думающих главных героев. Только сделать бы это хотелось без угрозы смерти, конечно.
Дарья Миронова