
Автором оперы «Турандот» является Джакомо Пучини, который не успел закончить работу над оперой и умер за полтора года до премьеры. Финал дописал за него его близкий друг Франко Альфано. И каждый режиссер постановки волен решать, какую оперу представить зрителям – с незавершенным концом Пучини или дописанный «happy end» Альфано. На казанском фестивале оперу «Турандот» представлял режиссер Михаил Панджавидзе, дирижировал Марко Боэми из Италии.
Опера “Турандот” захватывает зрителя с первого момента, когда на древнекитайскую площадь выезжает белый полицейский джип и посланник императора объявляет о проведении казни. Это цепляет, шокирует. И в этом легком оцепенении ты впервые слышишь главных героев: принца Калафа, его отца Тимура и рабыню Лиу.

Для автора этих строк Лиу стала главной в этой опере, ее роль исполняла солистка казанской оперы Гульнора Гатина. Признаться, было обидно, когда она впервые признается принцу Калафу в любви, а тот даже недослушивает и уходит с отцом в сторону. Еще больнее было видеть, как она умоляет Калафа не идти к принцессе и подумать об отце, и потом отчаянно стучится в закрытые ворота дворца. Во время ее пения в зале стояла тишина.
Второе действие запомнилось шуточками министров Пинга Панго и Понга про женщин, кальяном и сигаретами на сцене. Китайские министры уговаривали татарского принца отказаться от Турандот, ведь что она такое?
«Лишь девчонка с короной на голове
и в мантии с каймою!
Ведь если скинуть тряпки — там тело!
Всего лишь тело!»
Действительно, просто тело, вещь, которую даже не съешь. И предлагали ему сотню девушек, ведь тогда будет «двести грудок на ста кроватях!» Но принца ни уговорить, ни подкупить не получилось.
Татарский принц Калаф – обыкновенный мужчина, простой как пять копеек. Ему не интересна Лиу, верно и безответно любящая его. Ему хочется диковинки, укротить строптивую Турандот, завоевать ее.
Его роль исполнил Ахмед Агади, артист Мариинского театра, который накануне выступал в Большом театре Белоруссии и сутки летел в Казань, чтобы выступить на Шаляпинском фестивале:
“Очень волновался перед выступлением, потому что не успел отдохнуть. Партия очень сложная, много высоких нот, но благодаря моему мастерству, никто не заметил, что я откуда-то прилетел, пелось очень легко и хорошо, а главное – зал так тепло меня поддерживал”.
Калаф – принц с Востока, то же можно сказать и про Ахмеда Агади:
«Я эту партию очень люблю еще и потому, что Калаф – персидский принц, а Персия – это Иран. Мой отец – иранец, и как бы получается, что я играю сам себя. Ответственность в этой роли всегда высокая».
Турандот (Зоя Церерина) – китайская принцесса, а по сути, та же обыкновенная женщина. Она якобы мстит на оскорбленную бабушку, но кажется, что просто не хочет принадлежать ни одному мужчине. О ней говорили: “Дева смерти”, “Закончился Китай, прощай человеческий род”, ” Все шло согласно законам мироздания, а потом родилась Турандот”.
И вот чужестранец выполняет все условия и отгадывает загадки. Что делает женщина? Правильно! Начинает истерику, и возмущается, как отец может посметь отдать ее, непокорную и трепещущую, незнакомцу? Турандот просто не знала, как вести себя по другому, и этого, на самом деле, мы и ждали от нее.

И среди всех этих героев лишь Лиу способна удивить тебя, ведь такой женщины не встретишь в жизни. Она решает спасти короля Тимура, отца Калафа, и самого принца.
На сцену выезжает полицейская машина.
Лиу встает на капот.
Лиу надевает на себя веревку.
Лиу прыгает.
Зал громко “ахает” и тишина.
И на словах старого короля Тимура: «Малышка Лиу, открой глаза, настал рассвет”, зрители протирают глаза, слышатся всхлипывания и чувствуется, как накалена атмосфера в зале.
Турандот с сожалением тянет руки к Калафу, а тот отворачивается от нее и уходит.
“И на этих тактах смерть вырвала перо из рук маэстро”.
Непонимание. Что происходит. Зачем включают свет? Что дальше? Чем все закончится?
Зал аплодирует стоя, слышится «Браво!» и свист с балконов. Зрители покидают свои места со словами “Великолепная постановка!”
Открытый финал – это решение режиссера. Гульнора Гатина, исполнительница роли Лиу, объяснила:
«В Европе ставят дописанную оперу, и там «хэппи энд»: Калаф и Турандот остаются вместе после того, как Лиу просветляет принцессу и та понимает, что любовь – это все. Такой конец не воспринимается зрителем, и поэтому наш режиссер Михаил Панджавидзе согласился с тем, что в нашем театре будет идти именно этот вариант, где все заканчивается сценой самопожертвования маленькой нежной Лиу ради любви».
Именно самопожертвование Лиу вызывает у рядового зрителя больше всего вопросов. Зачем она так сделала, сложно представить современную девушку, готовую на все ради «улыбки мужчины». Гульнора Гатина возражает:
«Моя героиня олицетворяет любовь, нежность, преданность – все свои самые светлые чувства. Мы должны хотя бы в опере, хотя бы на сцене понимать, что вот эти чувства – они есть. И люди приходят в театр для того, чтобы увидеть сказку и воодушевиться ей. Я согласна с этим поступком Лиу, потому что в данной ситуации она больше никак не могла спасти своего принца Калафа».
Билеты и на «Турандот», и на другие постановки фестиваля им.Шаляпина раскупаются за два месяца до начала, буквально за пару часов.
«Зал всегда полон, нас любят и слушают, и мы с таким же ответом всегда выходим на сцену. Мы счастливы, что у нас есть такой фестиваль, где мы можем отдать дань Шаляпину, получить бесценный опыт работы с большими вокалистами. Это наше достояние, которым мы гордимся!» – поделилась своими впечатлениями Гульнора Гатина.
Напомним, что Международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина продлится до 23 февраля, и впереди будут показаны такие постановки, как «Борис Годунов», «Аида», «Набукко» и «Травиатта».
Мадина Салимова