
В 9:50 двадцать два студента КФУ, из которых мальчиков было всего трое, стояли перед КПП Росгвардии и «вызывали нервное напряжение у мужчин в форме с ружьем», как заметила куратор проекта журфака Ляйсан Абдуллина. Сотрудники Росгвардии, как мы поняли уже в ходе пресс-тура, вообще очень осторожны в общении с журналистами.
Подобные учебные пресс-туры проводятся ежемесячно, например, ранее будущие журналисты посетили Дом правительства РТ, Татарстанскую таможню, Казанский цирк, Казанский аэропорт, исправительную колонию УФСИН Татарстана, Казанский вертолетный завод, униклинику КФУ, театр оперы и балета им.Джалиля и др.

Нынешний пресс-тур начался со знакомства с полковником Игорем Силко, пресс-секретарем Росгвардии. 19 девочек и 3 парней пытались понять, что же такое Росгвардия. Если вы тоже не разбираетесь, то поясняем: Росгвардия была создана в 2016 году по указу Президента РФ. Туда входят полицейские подразделения и подразделения внутренних войск. В этот день студенты пришли к кинологам и саперам.
Определить адрес нашего назначения было несложно – по громкому лаю. Как рассказал начальник кинологической службы Илья Мицкевич: «Собаки выполняют поиск взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, поэтому у нас используются породы с сильными обонятельными качествами. В питомнике есть немецкие овчарки, ризеншнауцер, бельгийские овчарки, также подойдут для этой работы ягдтерьер и спаниель».

Будущим журналистам продемонстрировали тренажер «Карусель»: здесь в емкостях представлены разные запахи (духи, мусор) среди которых собака должна найти взрывчатое вещество. Когда четвероногий вояка справляется, ее хозяин говорит: «Молодец, хорошо! Ай, браво, браво!», а потом либо награждает едой (это понятно), либо игрой (резко достает два оранжевых мячика на резинке и начинает заманивать собаку, она за ними бросается туда-сюда, как ребенок, честное слово).
Как оказалось, собаки попадают на службу либо из специального питомника (г.Саратов), либо кинолог приходит на службу уже со своей собакой. И на начальном этапе подготовки проводится тест, чтобы определить, ради чего собака готова работать: чтобы покушать или поиграть? Узнав приоритет, строятся дальнейшие тренировки.

Для нас распахнули двери служебного питомника: в аккуратных просторных вольерах сидят собаки, на каждой клетке есть табличка с именем и годом начала службы. Вообще, у одного кинолога может быть одна собака, но срок службы четвероногих – 8 лет, и в год, когда принимается решение об «увольнении» собаки, хозяин берет еще одну и воспитывает сразу двоих. День прощания с собакой очень трогательный. И там присутствуют слезы. Строгий Илья Мицкевич признаваться в этом не хотел, но все поняли: собак здесь любят сильно.

Любопытны характеры и повадки четвероногих. Например, 6-летняя Аврора. И как любая барышня, она может обижаться. Ее кинолог рассказал: «Недавно занимались с мячом, случайно попал ей над глазом. Она обиделась, отвернулась и все, не работала. Через полчаса только помирились». А еще служивые с улыбкой признались, что Аврору называют тут толстой, ее просто часто балуют мороженым, яблоками и апельсинами. «Ничего не толстая! Стройная», – стали убеждать Аврору наши девочки-студентки, проявляя женскую солидарность.

Аврора понравилась всем, успела «поцеловаться и пообниматься» со студенткой, и мимоходом не забыла понюхать ее сумочку, проверка на опасные вещества пройдена.
– А у собак есть личная жизнь? – звучит вопрос хозяину Авроры.
– Да, есть, вот же я, – улыбается кинолог.
– Вечный выбор современной женщины: дом или работа, – смеется на это Ляйсан Наилевна.
Действительно, у служебных собак личной жизни нет. Беременность забирает год службы, и это нехорошо для службы, ведь боевую задачу никто не отменял.
Как бы кинологи не любили своих собак, «каждый кинолог понимает, что от работы его собаки зависят жизни других людей, и это возлагает очень большую ответственность», – подчеркивает Илья Мицкевич.
Фрагмент дрессуры продемонстрировали тут же. Перед собакой на большом расстоянии положили 4 спортивные сумки, в одной из них – элемент взрывчатого вещества. Кинолог и пес Лекс дождались команды «Приступить!» и начали выполнение задания. Первые две сумки Лекс быстро отработал, но перед третьей остановился.

«Собака должна спокойной зайти и выйти из толпы, не должна обращать внимания на раздражающие факторы», – поясняют нам сотрудники. Но Лекс, словно засмущался такого количества народа. Однако задание было доведено до конца и верно.
Но Илья Мицкевич, немного расстроенный, произнес: «Ну вот, это и вам тренировка (про наш пресс-тур – прим.ред.), и нам тренировка. Теперь видим, над чем надо еще работать».
Служебные собаки и кинологи часто работают в связке с саперами. Для демонстрации непростой работы сапера, студентам показали его экипировку. Два человека надевали на сапера защитный костюм весом 38 кг. Работать в нем возможно от силы минут 20.
«Его хоть в космос отправлять», – слышались комментарии в толпе.
Интересно, а саперы и взрывотехники – люди суеверные?

Облаченный в защитный костюм Ильшат ответил: «Нет ни ритуалов, ни суеверий. Представьте, что вы идете на разминирование, впереди вас неизвестная сумка, в которую может поместиться 5-6 кг взрывчатки. Ты уже в голове понимаешь, что она может взорваться, а где? Здесь или когда я ее открою? Ты идешь в неизвестность, никаких суеверий, только техника безопасности».
Попробовать себя в роли сапера рискнула хрупкая третьекурсница Аделя. На нее надели лишь часть костюма (около 20 кг) и то, по ее словам, было «тяжело, очень!».

Пресс-тур закончился. Игорь Силко на прощание напомнил, что пресс-тур проводился в рамках акции «Один день в Росгвардии» в преддверии Дня Войск национальной гвардии 27 марта.
Мадина Салимова