
В составе группы: Евгения Михайлова (вокал), Ксения Изиланова (скрипка, вокал), Денис Горелов (гитара), Рамис Гиззатуллин (ударные), Григорий Корнилов (директор). О группе, ожиданиях и планах музыканты рассказали корреспонденту портала DragonNews.
Расскажите о себе. Как познакомились?
Ксения: Мы познакомились с Женей очень давно, лет 15 назад. Вместе учились в Нижнекамском музыкальном училище. Вот оттуда все и пошло. Сначала мы вдвоем писали музыку, выступали. Потом переехали в Казань и здесь уже познакомились с ребятами. В частности, с Денисом. Он с основания с нами. Так образовалась группа CL.EVER. Начали репетировать, писать, выступать. Потом развитие, затем затишье и в 2019 году новое пробуждение. А вообще образовались мы в 2007 году.
Почему так решили назвать группу?
Евгения: Вообще у нас везде символы, что в текстах, что в названии, в котором присутствует двойной смысл. Когда произносим слово “Клевер” мы думает о живом растении, а если перевести с английского, то это означает умный, талантливый. Скажем, что это наше кредо.
Ксения: Музыка для думающих людей.
Как правильно называется ваш стиль?
Григорий: Если обобщить, то это альтернативный рок. В Москве жюри разошлось во мнениях, что за стиль музыки. Так и сказали, что не могут понять. Вроде, как будто поп, местами девочки напоминают группу “ТаТу”, но в то же время все это положено на тяжелые риффы. Причем не просто в размере 4×4, а они постоянно сбитые. Меняется темп и динамика.
Рамис: Инди-роком не назовешь, потому что это музыка в определенных рамках, и мы туда не вписываемся. Нас одно время называли фолк-рок, но это тоже совсем не так.
Кто автор текстов и музыки?
Ксения: Всю музыку у нас пишет Евгения.
Евгения с улыбкой: Это только пока.
Бывают ли разногласия в группе при записи треков, клипов?
Посмеявшись все вместе воскликнули: «Всегда!»
Ксения: Но ведь только в споре рождается истина. И мы за то, что бы у каждого члена семьи было свое мнение, чтобы каждый из команды мог привнести что-то новое и крутое.
Евгения: Но жестких разногласий у нас еще не было. Мы адекватные люди, которые понимают, что будет лучше для всех
Сколько у вас альбомов?
Ксения: У нас пока один альбом. Но мы уже готовим следующий. Песен в нем у нас около 7. Их, конечно, намного больше, просто некоторые уже устарели.
Много ли фанатов? Насколько велика ваша аудитория?
Рамис: Как вообще происходит: когда мы выступаем в другом городе, люди, нас не знающие, сначала оценивают и потом уже появляется некий фитдбэк в соцсетях. Люди пишут нам, спрашивают, когда приедем еще. И так в каждом городе понемногу набирается наша аудитория. У нас в Москве и Питере есть некое количество людей, которые постоянно нас поддерживают. Было даже несколько забавных историй. Наши друзья из Москвы сделали нам сюрприз и приехали на выступление в Казани, когда мы участвовали в финале фестиваля EMERGENZA. Мы вышли на сцену, начали свое выступление и тут появляются наши друзья с плакатом, на котором наше название, сердечки. Это было очень приятно. Потом они поддерживали нас в Москве. И благодаря такой поддержке мы понимаем, что непросто так все делаем.
Есть ли у вас конкуренты в Казани?
Ксения: Мы за дружбу между музыкантами и за взаимоподдержку. В Казани музыкальная культура находится в небольшом упадке, поэтому мы за то, чтобы развивать все это вместе, а не конкурировать.
Рамис: А в плане стилистических критериев – в Казани с такими текстами особо никого нет. Мы заняли такую свою небольшую нишу, что касается музыки, текстов и подачи материала. Но надеемся, что такая музыка будет развиваться в нашем городе. И может быть, кто-то глядя на нас, будет стараться делать что-то подобное. Либо что-то свое интересное.
Где в основном выступаете именно в Казани?
Григорий: Это, кстати большая проблема нашего времени. Пару лет назад были хорошие площадки, где можно было выступить. Но постепенно все начало закрываться, уходить в андеграунд. А крутые площадки для коммерческих артистов и местные группы не могут их окупить. Правда, единственное место, где мы себя хорошо чувствуем, это “Big Twin Bar”. Люди туда приходят, которые воспринимают нашу музыку, поддерживают нас.
Ксения: На самом деле, маленькие андеграундные клубы – это очень круто. Просто существуют другие группы для таких площадок. У нас немного другой жанр и другой посыл. На таких площадках мы не сможем показать себя. Это как слушать классическую музыку из трещащих колонок.
Расскажите поподробнее про победу на фестивале “EMERGENZA”.
Григорий: Любой фестиваль, любой конкурс – это для молодой команды всегда вызов, творческий и эмоциональный. Но мы смогли пройти все три этапа и победили в каждом из городов. Жюри было очень объективное. И если вернуться к вопросу о конкуренции, то конкуренция – это больше экономическое понятие, некая борьба за деньги. Но в нашем случае конкуренция – борьба за зрителя, за внимание жюри. Команды были очень высокого уровня. Они приезжали со своим световым оборудованием, с костюмами, со звукорежиссерами. И мы, в данном случае, немного технически проигрывали, так как не имели возможности везти все это с собой. Для нас такие фестивали дают новый виток развития, попытку осознать свое творчество с другой стороны и стать лучше. Мы прислушивались к мнению жюри, к примеру, стали быстрее подключаться, больше двигаться на сцене, сделали видео на стену. И все это развивает нас. Победа, безусловно, ценна. Казанские команды никогда еще не одерживали победу в данном фестивале. Мы очень рады были выйти на большую сцену и поработать с профессиональным оборудованием, звуком, светом.
Вы скоро поедете в Германию, все ли песни у вас на русском языке?
Ксения: Актуальный вопрос. У нас исключительно русская символика, русское мышление. И так, как у нас очень богатый язык, вряд ли наш символизм возможно в полной мере перевести на другие языки. Из уважения к зарубежному зрителю, из желания быть понятыми, мы собираемся сделать некоторые переводы, но не целых песен.
Как оцениваете свои шансы?
Ксения: У нас не было точных прогнозов и на российский фестиваль. Мы ехали за победой, но полной уверенности не было. В Германию мы, прежде всего, едем учиться и круто себя показать. Завести новые знакомства. А победу, мы конечно, хотим. Но, как и что там будет, мы не знаем. Все в наших руках и мы должны сделать все круто. Я считаю, что победы мы достойны.
Григорий: Если у нас получится стянуть к своей сцене наибольшее количество людей, это уже будет для нас победой.
Кто финансирует вас? Возможно, собираете на краудфандинговых площадках?
Григорий: Пока нас никто не финансирует. В этом, кстати, смешная история, что очень многие говорят про купленный фестиваль “EMERGENZA”. А мы такие пришли, взяли и выиграли. Но спасибо организаторам, они дали нам часть денег на проезд, где-то процентов 60. Со временем, я думаю, группа научится зарабатывать. Пока все за свой счет.
Какие планы на будущее?
Григорий: Пройти максимальное количество фестивалей в этом году, показать себя и свое творчество. Набраться сценического опыта. Со следующего года хотим ездить в туры по городам России. Возможно, устраивать совместные выступления с другими группами. Нам сейчас нужно поработать с материалом. 7 песен, которые есть в альбоме, плюс новые песни нам надо вытащить в полуторачасовую программу для того, чтобы выезжать с сольными проектами.
С музыкантами общалась Варвара Городникова