Март 25, 2023

Самоубийца, ливерная колбаса и коммуналка – в Казани продолжаются «Большие гастроли»

Фото: «Студия театрального искусства» п/р. С.Женовача

Версия для печати
19 июня в рамках федеральной программы «Большие гастроли», а также Международного театрального фестиваля «Европа – Россия – Азия» в Казани был представлен спектакль московского театра “Студия театрального искусства”. В этот день театр выступил с пьесой Николая Эрдмана “Самоубийца”, написанной в 1928 году.

Премьера постановки Сергея Женовача состоялась 1 марта 2015 года. Спектакль стал номинантом национальной театральной премии «Золотая маска-2016».

«Самоубийца» – это одновременно смешная и страшная история о безработном герое Подсекальникове, который ссорится с женой из-за ливерной колбасы и решает стреляться, а представители различных интересов придумывают, «ради кого ему умереть».

Развитие действия происходит в коммунальной квартире во времена СССР. Центральная проблема – взаимоотношение «маленького человека» и советского государства, проблема человеческого общения.

Фото: «Студия театрального искусства» п/р. С.Женовача

Возникающие недопонимания подталкивают Подсекальникова к идее о самоубийстве. Герой становится магнитом, притягивающим к себе представителей самых разных слоев. К нему собираются представитель интеллигенции, торговли, священнослужитель и т.д. Всем хочется, чтобы покойник выступил в их пользу, ведь теперь “ему ничего не страшно, все равно умирать”, чтобы он высказал правду, которую живые произнести боятся.

Надо отметить, что действие постановки началось в фойе театра. Здесь зрителей ждали бутерброды с маслом и ливерной колбасой. Именно из-за этой злополучной колбасы и началась ссора между героями. Вся аудитория будто переместилась в ту самую коммунальную квартиру.

Фото: «Студия театрального искусства» п/р. С.Женовача

В зале внимание зрителей приковала к себе декорация из множества шершавых деревянных дверей, выстроенных в два ряда, точнее, в два этажа – образ страны-коммуналки. За дверями – темнота, пустота, нет ни комнат, ни быта, только – общий коридор. Припав ухом к одной из них, теща (Анастасия Имамова) главного героя Подсекальникова (Вячеслав Евлантьев) вместе со зрителями как бы подслушивает разговор дочери со своим безработным мужем. Возникают первые голоса: разговор о ливерной колбасе, о деньгах, которых не хватает.

На протяжении всей постановки то и дело за дверями слышатся звуки из туалетной комнаты, ругань, битье посуды. Двери практически непрерывно то открываются, то захлопываются с устрашающим грохотом.

В перерыве между действиями в фойе играл духовой оркестр – отсылка к мечте Подсекальникова зарабатывать, играя на трубе. После отдыха зрители снова окунулись в  атмосферу советской коммуналки.

На сцене появился гроб, в который лег уставший от жизни Семен Подсекальников. И все же вдруг, вопреки всему, он признается, что хочет жить, и говорить о том, что ему плохо… хотя бы шепотом. Но метания главного героя внезапно эхом отдаются в известии о смерти некоего Феди Петунина, в предсмертной записке которого написано: «Подсекальников прав – жить действительно не стоит».

Имя Петунина упоминается лишь единожды. Оно нужно для того, чтобы показать, что люди не хотят жить в «массе масс», но лишь немногие готовы к решительным действиям. Вот и тут – Подсекальников смирился со своим положением, а Питунин – нет.

На поклонах зрители долго и громко аплодировали, решив, что действие завершено, однако на выходе из зала услышали крик: «Смотрите, здесь труп!». За столом в фойе сидел тот самый самоубийца Федя Питунин. И это было многоточие…

Пьеса “Самоубийца” — бунт «маленького» человека против механизма подавления. Постановка окунула современного зрителя в атмосферу того времени, помогла понять проблемы, возникающие в обществе, увидеть давление со стороны власть имущих и ощутить так много современного и актуального в пьесе столетней давности.

Татьяна Новикова, Айсылу Нургалиева

 

 

 

 

Close
loading...